«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Грешный Варсонофий

18 февраля 1825 года

Письмо 15

Мария, присное по Духу чадо!

Последнее письмо твое ко мне было от 1 февраля; вот десять дней прошло уже и марта, а писем от тебя нет; ты тогда писала ко мне, что лежа пишешь в постели по причине ножной боли; видно умножилась болезнь оная до чрезвычайности, что ты и доселе не пишешь. Скорблю о тебе, любимое мое чадо! Знаю, что боголюбивые матери всяким образом стараются облегчить болезнь твою, но, видно, усилилась она чрезмерно. Я, грешный, чем тебе помогу? Ты писала прежде, что от всей души хотела бы послужить мне в немощах моих телесных: небогат здоровьем и я, однако, при Божией помощи, брожу, а ты в постели лежишь. Не мню, чтоб Господь посетил тебя сею болезнью к смерти, или, лучше сказать, попущением Божиим враг вринул тебя в сию болезнь, да умертвит тя. Он запял твою ногу телесную в намерении остановить только твое быстрое стремление неуклонно тещи во след Христа Спаса нашего и святых жен, постническими трудами и подвигами Ему угодивших; но не скорби, чадо, что ты по причине болезни не ходишь в церковь, и послушаниями заняться не можешь, и матери игуменье и сестрам послужить не в состоянии. Слава Богу, что они так добры и внимательны ко своему спасению, что за удовольствие себе ставят послужить тебе, больной, и не тебе точию, но и всем таковым. Убо, о том не скорби, что ты не служишь другим, когда б тебе надобно им служить, а другие еще тебе служат,— о сем не печалься, буди благодарна к ним и моли Бога втайне о них, но сие наипаче опасно храни, чтоб тебе не впасть в малодушие или ропот каковой пред Богом; потому непрестанно призывай на помощь Господа Иисуса и всепетую Его Матерь; пребуди, как в перенесении самой болезни телесной, так и в приключающихся тебе во время оной каковых-либо огорчений или недостатков. Не воздохни и о сем, что ты в сем месте заключения своего, Христа ради, лишена помощи от докторов, нежели как было в Петербурге или Москве; впрочем, ежели есть кому помочь тебе и тут, так можешь допустить: слово Божие не возбраняет призывать врачей. Приемли же послужение или врачевание телесное, ум свой имей всегда обращен ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери и глаголи к Ним тако: "Господи Иисусе, ежели предвидишь, что Твоею благодатию и милостию, раба Твоя, восстановленная от одра болезни сея, послужу, укрепляемая паки Твоею же всесильною помощию, и поработаю Тебе усердно во все дни живота моего, даже до последнего моего издыхания, то благоволи призрети на рабу Твою и помиловать мя, недостойную и грешную; подаждь ми исцеление от обдержащия мя болезни и сотвори мя паки здраву на работу Твою. Аще же воля Твоя святая сия есть, да поймеши ми сею болезнию к Себе, то даждь ми прежде насытитися плача, воздыханий и слез, что я многих и великих благодеяний Твоих насытившаяся, не имела времени возблагодарити Тя, Создателя моего премилосердного и Искупителя всещедрого, сладкою мне работою пред Тобою во святом иноческом образе, его же раба Твоя возжелала усердно и Твоею милостию начатков оного сподоблена уже. И приими, Господи Владыко, излияние тех слез моих вместо всех удовлетворений моих Тебе, благодетелю моему, за все щедроты Твои, явленные непотребной рабе Твоей; грехи же мои, коими опечалила раба Твоя благость Твою и навлекла Твой праведный гнев на мою главу, остави и прости и тако повели мирно и кротко разлучиться духу моему от грешного телесе моего; святым же Ангелам заповеждь горькими, воздушными мытарствами без задержания провести душу мою окаянную, а ид еже обрящуся повинна, там Своим безмерным и неизреченным человеколюбием и щедротами возмери(253), и Кровию Своею Пречистою, нашего ради спасения на Кресте излиянною, омый мя; и тако доведши святыми Ангелами Твоими душу мою окаянную до врат Царствия Небесного, вчини ю тамо, идеже они и все святые, от века Тебе благоугодившие, пребывают и насыщаются пресладким лицезрением Божественного и чудным светом сияющего седения Твоего со Отцем и Святым Духом на Престоле Славы; егда же приидиши судить живых и мертвых, тогда избави ми шуяго(254) стояния; сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший".

"Всепетая Мати Христа Бога нашего! Пресвятая Владычице Богородице, красный свете очес моих! Умоли Сына Своего и Бога нашего, да явит мне сию великую и богатую милость, ее же ныне у Его благости просит Его и Твоя раба, аще ныне хочешь мя пояти от жития сего. Аще же благоволит и еще даровати ми время пожити в мире сем, восставивши от одра болезни сей, то умоли благость Его, да пошлет мне помощь Свою и укрепит мои немощи душевные и телесные послужити Ему и поработати усердно во вся дни живота моего. Буди же и Ты в настоящем, убо, житии теплая предстательница и помощница!"

Сице моляся, чадо, отвергни все смущения от сердца своего, кои тебе станет враг наносить или тяготою болезни, или представлением, что ты еще не успела Богу угодить, или напоминанием о родных и тому подобных мирских устроениях, либо тобою недоконченных. Все сие отвергни и вооружись на врага мужественным терпением в болезни и благодарением за всё Бога, взывая непрестанно: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим, яко на Тя всё упование мое возлагаю! Святые все, помозите ми, да спасусь вашими молитвами! Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица Святая, слава тебе!". Таковое перенесение твое болезни Господь приемлет вместо поста и молитвы и стояния на церковном бдении, и что более не глаголю? Вместо подвигов мученических вменит Господь благодарное перенесение болезней и скорбей, в мире сем нам приключающихся. Желаю всеусердно и молю благость Господню, чтобы Он даровал тебе терпение в нашедшей на тя болезни и во всякой скорби; от болезни же сей, ныне тебе по действу диавола приключившейся, даровал бы тебе исцеление и, поставив тя паки здраву, укрепил совершать твое благое начатие с веселием и благим сердцем во вся дни живота твоего, по многих же и мирных летах, и по совершенном благоугождении Ему на земле, сподобил тебя христианскою кончиною от жития сего отойти и, избавив вечных мук, соделал тебя причастницею Царствия Своего Небесного. Моли же Господню благость и Царицу Небесную, да не лишен буду и я, грешный и непотребный, сей части спасающихся.

Пиши о своем здравии и како пребываешь во спасении.

Архимандрит Варсонофий

10 марта 1825 года. Старая Руса

Письмо 16

Воистину Христос Воскресе!

Любимое по Духу чадо!

Прошло столько времени — и я к тебе не писал; три письма от тебя я получил, а отвечаю одним сим. Много раз, ей, сбирался на всякое твое письмо что-нибудь с тобою поговорить, но удержан был то службою, то посредственным здоровьем. Враг представляет тебе, что, занимаясь монастырскими послушаниями, впадешь ты в тщеславие? Не бойся, чадо, токмо веруй, и Господь все на славу имени Своего пресвятого и на спасение души твоей устроить силен. Трудиться трудись, да и тщеславия бегай: сие творити повелевает Господь, и оного не оставляй.