«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пиши о своем здравии и како пребываешь во спасении.

Архимандрит Варсонофий

10 марта 1825 года. Старая Руса

Письмо 16

Воистину Христос Воскресе!

Любимое по Духу чадо!

Прошло столько времени — и я к тебе не писал; три письма от тебя я получил, а отвечаю одним сим. Много раз, ей, сбирался на всякое твое письмо что-нибудь с тобою поговорить, но удержан был то службою, то посредственным здоровьем. Враг представляет тебе, что, занимаясь монастырскими послушаниями, впадешь ты в тщеславие? Не бойся, чадо, токмо веруй, и Господь все на славу имени Своего пресвятого и на спасение души твоей устроить силен. Трудиться трудись, да и тщеславия бегай: сие творити повелевает Господь, и оного не оставляй.

Не писал ли я тебе многократно еще в Москву, что, бывши в монастыре, совсем надобно забыть свое благородство по природе, а надобно наживать благородство истинное, духовное, Ангелом сравнительное и веселящее человеколюбца Бога? Сие же приобретает житель монастырский не иным чем, как только когда трудами, постом и молитвою старается заниматься и очищать ими свою душу и тело. Новоначальному и по телу небольному необходимо нужно пребывать в трудах с молитвою Иисусовою в устах и со всегдашним памятованием, что мир сей есть не что иное, как только место изгнания нашего, Отечество же наше на Небесах и что покоя вечного по смерти никак нельзя получить, как разве кто трудится усердно на земле, Бога ради, отнюдь не рассчитывая простому ли, благородному ли какое предлежит дело; также опасаться крайне при трудах сего надобно, чтоб не помыслить когда-нибудь: почему я одна тружусь, а другая не делает, или я делаю, а другая сидит только в келье своей? Ведая, ведай, что сия мысль есть диавольская. Смиренный же раб Христов сие одно держит в уме своем, что все Богу служат и работают, кто как может, а он один ничего еще не начал приносить Человеколюбцу о грехах своих, и таковая мысль производит в нем умиление, и слезы, и смирение истинное пред Богом и всяким человеком, и ревность в непрестанных упражнениях пребывать, так что и насытиться не может трудами: и всё для такого труд-ника сладко; везде он равнодушен, везде терпелив, отнюдь не ропщет ни на что, но и обидимый не печалует, лишаемый не скорбит, укоряемый благословляет и молится и за творящих ему пакости. Таковому труднику подает Господь и молитву, ею же молитися пред Ним подобает ему, по завещанию святого Апостола Павла непрестанно(255), несмотря на то, что он по видимому и в церкви не кладет поклонов лишних пред другими, и в келье не простаивает целых ночей на чтении канонов или псалмов Давидовых. Потому у святых Отцов и взошло в пословицу: "Послушание паче поста и молитвы". Не бойся тщеславия от трудов или гордости, ими те страсти истребляются в человеке, трудящемся Бога ради и Царствия ради Христова. Трудника такового и все сожители Его любят сердечно; и от сего в душе его и мир и удовольствие живут неисходно, и он славит Бога непрестанно и благодарит благость Его о всем, ибо упование его бессмертия исполнено. Но вот я тебе какой совет даю: открывай чаще свою совесть матери игуменье и матери Феофании, проси у них наставления, и по их совету, как по Божию повелению, делай все от души. Если устаешь, то, поклонясь, проси, чтобы благословили отдохнуть; пиши же и ко мне по-прежнему; пиши откровенно, ничего отнюдь не утаивая; ты говоришь, что боязнь какая-то и стыд удерживают тебя открыть мне помыслы твои! Ни, чадо, не твори сего: от неприязни бо дело сие! Отцу духовному и матери-наставнице всю свою совесть открывай, о всяком помысле извещай и всякое дело поведай самым подробным образом. Ежели устаешь в церкви, то попроси позволения отдохнуть, говоря, что за немощью не можешь прийти в церковь; так же и потрудившись временем на послушаниях со всею силою, в другое время можешь и в келье посидеть, отдыхая, чтением и выписыванием, что читаешь, занимайся.

В последнем письме, которое ты писала в самое Светлое Христово Воскресение, пишешь ты, что в тебе родилось сомнение, приятно ли Богу поститься? О чадо, отвержи сие сомнение вскоре: оно от действия диавола; никак не можно угодить Богу без поста и молитвы иноку! Сколь необходимы сии добродетели для хотящего спастися и живот вечный наследовать, я не могу тебе лучше объяснить, против Слов о посте и молитве, написанных Василием Великим и Иоанном Златоустом: прочти их и увидишь, что пост необходимо нужен. Я же тебе сие одно скажу, что ни душевной, ни телесной чистоты без поста человеку иметь невозможно; впрочем, не есть сутки, двое или трое не всякий может; но наблюдать пост, о коем говорится в житии преподобного Пимена Великого, весьма удобно всякому: "Аз хочу ясти,— говорит сей преподобный,— по вся дни и не насыщатися". Ешь и ты, чадо о Бозе любимое, на всяк день, точию с воздержанием. Лакомых кушаньев, сколько возможно, удаляйся; а если прилучится что из них вкусить, в таком случае зазри себя пред Богом и смирися мыслию; помолися же во время благопотребно, чтоб Господь отпустил сие прегрешение. Паки случится тебе то же? Паки сотвори то же. Как мы гнушаемся покоем, смрада и всякия нечистоты исполненным, так мерзко пред Богом чрево, многоразличием брашен обремененное; воздержно же живущий человек подобен дому, опрятно и внутри, и снаружи убранному; надежнее идти царским путем, то есть вкушать все, точию с воздержанием и благодарением ко Господу.

Благодарю со всем усердием, прелюбезное по Духу чадо, что ты меня, грешного, в своих молитвах поминаешь пред чудотворною иконою "Смоленской" Божией Матери; молю и я, грешный, Царицу Небесную, чтобы Она Сама тебе была неотступная помощница и руководительница к достижению Царствия Сына Ее, Христа Бога нашего! Мир тебе и помощь Божия.

Твой всеусердный спасения желатель, недостойный богомолец

архимандрит Варсонофий.

14 апреля 1825 года. Старая Руса

Письмо 17