«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Получил я от тебя письмо о том, как тебе исправляться. При помощи Божией все возможно; по силе старайся ходить во всех заповедях и оправданиях Господних и обеты монашеского звания и жития присно хранить; но в случае какого-либо падения смиряйся, зазирай себя самою, проси у Господа Бога прощения и, помолясь Богу, паки положи начало благое. Матерь Божия, сия крепкая помощница, да будет ти стена нерушимая, прибежище и покров во всем житии твоем! Епитимьи ты просишь? Друг мой, твори повелеваемое тебе в монастыре — вот и епитимья для тебя! Ибо если понудишь себя на всякую службу Божию и стоять станешь до конца, а после в трапезе читать, или и без того после трапезы займешься послушаниями, то, кажется, не будет тебе часа свободного в сутки. Когда ж тебе исполнять епитимью? Монастырская жизнь и значит не что иное, как непрерывная епитимья. Только исполняй все правила оной жизни. Ходи в церковь, яко елень на источники водным(260), жаждою томимый; стой со вниманием и благоговением, будь ко всем униженна, послушна и беспрекословна; яко младенец, удерживай ум от помыслов неполезных; памятуй, как Сам Господь нас ради страдал, како преподобные матери подвизались мужественно, как, например, Феодора, Евфросиния и иные; держись кельи и безмолвия, прилежи чтению книжному и молитве, сидя в келье, памятуя, помни исход от жития сего и что не токмо за тайные и явные дела, но и за всякое праздное слово и помышление суетное дать надобно ответ. Бесы не дремлют, сии враги наши, но напису-ют все наши мысли и дела, дабы восхитить нашу душу в свою пагубу. Пищи вкушай для укрепления немощного тела, а пресыщения берегись при помощи Божией; даваемые тебе письменные дела исправляй с любовью; ноги береги, как тебе и мать игуменья советует, для церковного стояния; вот тебе и епитимья, еще сохраниши сия, благодатию Христовою, спасешися. Страхования в келье по ночам тебе бывают, конечно, по действу диаволю; читай Евангелие, отходя ко сну, и клади Его подле себя, еще Псалтирь; пред иконами засвечай лампаду; стены и двери все крестным знамением ограждай, и сама, перекрестившись и сотворив молитву, ложись с миром, не думая ничего, и Бог защитит тя и Царица Небесная покрыет тя.

Грешный архимандрит Варсонофий

9 сентября 182 5 года. Старая Руса

Письмо 20

Преподобнейшая мать Варсонофия, прелюбезная о Христе Иисусе дщерь!

Ты просишь епитимьи, что слишком неисправную жизнь препровождаешь? Я тебе еще повторю, что монашеская жизнь не что иное, как непрерывная епитимья. Исполняй все обеты оной жизни, и будет с тебя довольно для угождения Богу. Возлюби Бога паче всякого создания и паче себя самой, и к Нему всем сердцем прилепись, и да не престане-ши, хваля Его и молясь Ему, усты и сердцем, языком и умом. Правила соборного никогда же остави, но с прочими сестрами ходи в церковь Господню к заутрене, и к святой литургии, и к вечерне, и на молитвенное правило, как в вашем монастыре заведено. Все же твои молитвы да будут с сокрушением сердечным, слезами и воздыханием. Плачь пред Богом Отцом, сотворившим нас, и Сыном Его, Иисусом Христом, искупившим нас, и Духом Святым, Утешителем благим, пред Святою Единосущною и Животворящею Троицею по вся дни; не отступай с теплыми молитвами и призыванием на помощь и заступление Царицы Небесной Госпожи Богородицы, Ангела-хранителя и всех святых; да тии все будут тебе помощники в исполнении воли Божией и пособники в несении ига Христова благого и бремени Его легкого и самого Креста Его, даже до последнего твоего издыхания, избавляя тя от всех сетей вражьих; имей всегда ум занят богомыслием и размышлением об исходе от жития сего и како множайшие святые угодили Христу Богу и сподобились вечного блаженства в Небесном Царствии, всем любящим Его от всей души и работающим Ему усердно уготованного. Внемли безмолвию и люби уединение. Старайся более сидеть в своей келье и упражняйся со страхом Божиим или в молитве, или в чтении святых книг, или в исполнении заповеданных тебе дел. Послушлива буди матери игуменье и сестрам, и воли своей отвержися. Блюди опасно, да не един час пройдет в праздности, да некогда обретши монахиню праздну диавол удобь ее уловит греховною сетию; леность бо и праздность начаток есть грехопадениям. Берегись ходить по чужим кельям без нужды, кольми паче собираться на праздные беседы, много бо преткновения бывает от суесловия, якоже свидетельствует Писание: тлят обычаи благи беседы злы(261). Совесть чисту храни, яко зеницу ока; нищету люби паче злата и серебра, и послушание имей беспрекословное, яко помощника, способствующего спасению. В едении и питии буди воздержна, лакомых снедей и пития избегай сколько возможно, но и хлеб и воду, или какие когда готовятся для общей трапезы вкушения, и сии в меру принимай, да не отягчиши чрева многоядением и опивством: не удобна и тяжка будеши к полунощному востанию на церковную молитву, а чрез лакомство бойся, чтоб не восставить в себе каких-либо страстей. Блюди, да не осудиши кого-либо, ниже да посмеешися греху чуждему но, видя согрешающего, помолись о нем к Единому безгрешному Богу, да исправит его и тебя, от грехопадений и искушений вражьих да сохранит! Не говори ничего праздного, или скверного, или хульного, да не изыдет таковое из уст твоих, о нем же бы тебе ответ дати в день судный; кротка же и смиренна сердцем буди: всех вменяй в матери и благодетельницы твои, себя же, аки подножие всем. Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетити Его и послужити ему усердно. Пекись прилежно хранить чистоту твою, якоже ныне, по милости Божией, чиста телом и духом, тако и до кончины да будеши. Блюди, чадо мое возлюбленное, да не оскорбиши Духа Божия, живущего в тебе, и да не проженеши Его от себя сластолюбием и плотоуго-дием; паки возглаголю тебе: умертви тело твое и не даждь покоя и ослабы ему, кроме немощи и болезни, но смиряй его, яко осла бесчиннующа, алчбою, жаждою и работою, дондеже представиши душу твою Христу Богу, яко невесту чисту. Блюдися же опасно и от бесовских козней, трезвися, бодрствуя на всяк час; диавол бо не престает, ища поглотити всякого работающего Богу(262), от него же помощь Божия да защитит тя!

На всякий час, не токмо же час, но и каждую минуту должно быть человеку в великой опасности, чтоб сердце, ум, воля, хотение, произволение, память, воображение, мысль, вся душа пленены были в послушание Христово, но и тело не должно оставаться в бездействии; его чувства обузданы должны быть страхом Божиим, чрево стеснено алчбою и жаждою, ноги учреждены хождением на всякие послушания и труды, а первее всего в церковь, и стоянием на славословии имени Божия или на чтении псалмов в келье; хребет — нагибанием на поклоны; колена — пригибанием их к полу при земных поклонах; язык и уста — чтением молитв, псалмов, канонов, слова Божия и писаний святых Отцов; руки — изображением крестного знамения при молитве, при начатии и окончании всякого дела, при вхождении и исхождении всяком, на всяком месте и во всякое время с молитвою Иисусовою и призыванием на помощь Марии, Матери всепетой Христа Бога нашего и святых Его Ангелов и угодников; очи омочены должны быть слезами; грудь наполнена воздыханием — словом, вся душа и все тело, каждая часть по всей силе, должны служить Христу Богу, Ему Единому посвящены, Им Единым заняты: вот возлюбленная о Господе сестра, тебе епитимья! Сохрани сие и спасешися благодатию Христовою! Еще часто поминай в молитвах и мою худость; также твори молитву и о родителях своих и всех ближних рода твоего, аще живых, аще мертвых, поминай живущих и поживших во святой обители ваших матерей и сестер. На тебя нощию сатана страхования наводит? Я писал тебе, чтобы ты, отходя ко сну, ограждала все двери, и окна, и стены, и потолок, и пол, и одр свой крестным знамением, еще легши прочти сколько можешь из святого Евангелия, главу или хоть несколько строк, а буде можешь, то и несколько глав, и, почитавши, клади святое Евангелие подле главы своей; еще лампадку с елеем деревянным возжигай пред иконами, в твоей келье находящимися. Потом перекрестись с молитвою: "Владыко человеколюбче..." или "Да воскреснет Бог...", и иные некие сотворив молитвы, хоть лежа, с миром засыпай. Но поведай о сем и своей наставнице, матери Феофании, и попроси, во-первых, ее святых молитв; а если при всем сем враг не перестанет тебя смущать, то попроси мать Феофа-нию, не позволит ли тебе поначалу спать у ней?

Мы с о. Ф. и Г. искали в святцах святую Варсонофию, но не нашли, однако ты не сомневайся сие имя носить. У святителя Димитрия есть письмо к монахине Варсонофии. Бог, убо, тебя благословит сим именем! Буди Варсонофия тезоименитая святителю Варсонофию, Казанскому чудотворцу, коего память совершается 4 октября, коего святым молитвам и я себя вручил и тезоименит бываю ему; до конца жизни буди Варсонофия.

Прости, друг мой! Пора на почту. Мир тебе и благословение!

Грешный архимандрит Варсонофий

7 октября 1825 года. Старая Руса

Письмо 21

Преподобнейшая мать Варсонофия, прелюбезное по Духу чадо!

Мир тебе и благословение от Христа Бога и Спаса нашего! Тебе грустно, как ты пишешь в письме от 21 ноября, а мною полученном 3 декабря сего. Тако ли ты течеши вослед Спасителя нашего Бога, с веселием и благим сердцем? Како не проразумеваеши, яко сие есть дело сатанинской детели? Господь у Исаии пророка о рабех Своих говорит так: потекут и не утрудятся(263). Дщи возлюбленная! Не давай места супостату диаволу: возводи очи свои часто ко Христу Богу и Его Пречистой Матери и моли благоутробие Их, да разгонят Сами Они, как знают, всякое омрачение ума твоего, от действа диавола составляемое, и просветят его осиянием Своего Божественного светолития. Чадо, верю, что сердце твое может уязвляться печалию. Сам Господь и Бог наш Иисус Христос сказал ученикам Своим, а в лице их и всем верным рабам Своим: в мире скорбни будете(264). Проходило оружие посреди души и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. Кто ж и из праведников не был причастен злоключениям века сего? Все в пещи злостраданий, яко злато в горниле, искусились; и чем кто более претерпел искушений и бедствий в мире сем с благодарением к Богу, тем светлейшие восприяли себе венцы от праведного мздовоздателя Бога. Читай жития святых, читай беседы Златоустовы, святое Евангелие, Ветхий и Новый Завет, Ефрема Сирина, Василия Великого, Димитрия Ростовского; можешь заняться во время благопотребно и книгами Тихона, епископа Воронежского, читай сии и других святых Отцов нашей Восточной Церкви и великую отраду иметь будешь во всяких приключающихся тебе скорбях. Но на всякое время имей во устах молитву Иисусову и призывай на помощь Царицу Небесную Госпожу Богородицу, тогда воссияет в душе твоей радость, яко светлое утро, и всякая скорбь будет для тебя не скорбь, лишение — не лишение, уничижение — не уничижение, болезнь — не болезнь; все тяжкое мира сего будет тебе легко: ибо ожидание будущих благ и чаяние восприятия неувядаемой славы в будущем веке услаждать станет сердце твое; а размышление, что чем более кто здесь постраждет, тем светлее увенчается по смерти, сделает тебя мужественною во всяких злоключениях и готовою к подъятию оных. Воистину сбудется тогда и на тебе слово Господне: потекут и не утрудятся(265). Буди с тобою помощь Божия! Мир тебе и благословение! Будь спокойна. Сие же приобрести ничем иным можешь, как только молитвою, прилежным чтением Святых Писаний, воздержною жизнию и трудолюбием.