Оптина пустынь и ее время

Кажется, cié должно васъ возставить отъ рва отчаяшя. Я напомнилъ Вамъ, что смущеше Ваше происходить отъ духовной гордости. Св. Дороеей говоритъ: «Если страсть и досаждаетъ намъ, мы этимъ не должны смущаться, потому что это смущеше происходить отъ безумия и превозношешя, а также отъ неведЬшя (незнашя) своего устроешя и отъ уклонешя отъ труда, какъ сказали отцы» (Авва Дороеей).

Желаю вамъ умудряться въ духовныхъ браняхъ, познавать козни вражтя, и болѣе всего смиряться. Смиреше есть сильнѣйшее оружте противъ врага и его стрѣлъ.

Да укрѣпитъ васъ Господь на брани сей, и да увѣнчаетъ въ день онъ, а теперь не ищите въ себъ воздаяшй: смиренный не видитъ себя того достойнымъ, а предъ Богомъ великъ.

Святые имѣли себя хуже всей твари въ своихъ помыслахъ, а Богъ ихъ прославилъ.

Письмо 6

«Слава Богу, даровавшаго Вамъ съ жизнью и возможность пользоваться благами оной. Чувствуя неисповѣдимую благость къ щедротамъ Его, должны стараться, исполнешемъ святыхъ Его заповѣдей, стяжать любовь Его по слову святыхъ устъ Его: «Любяй Мя, заповѣди Моя соблюдаете» (iоан. XIV, 23).

Вы жалуетесь на недосуги, на волны житейскаго моря, и на невозможность, какъ бы слѣдовало, заняться своею душею. Но въ житейскихъ волнахъ при общеши съ людьми дается намъ средство къ заняттю своею душею, т. е. исполнешю заповѣдей Божшхъ. Какъ же мы ихъ исполнимъ, не имѣя съ людьми общешя?

Вы еще не такой мѣрьг, чтобы могли вести жизнь совершенно отшельническую и уединенную и бороться съ одними бъсами или наслаждаться умозрѣшемъ сокровенныхъ таинствъ, объ этомъ вы уже читали въ 55–омъ и 2–омъ словахъ Исаака Сирина, а iоаннъ Лъствичникъ даже слѣдъ безмолвiя не позволяете видѣть имѣющему о себъ мнѣше.

За исполнеше заповѣдей Божшхъ должно много потерпѣть отъ Mipa, плоти и дiавола, ибо «хотягцш благочестно жити, гоними будутъ» (2 Тим. III, 12), говорите Апостолъ Павелъ, и «хотягцш быти другъ Mipa, врагъ Божш бываете» (iоан., IV, 4). «Мудроваше плотское вражда на Бога есть» (Рим. VIII, 7). «Дiаволъ же, яко левъ рыкая, ходите, искш кого поглотити» (1 Петр. V, 8). Вотъ препятсгая намъ отъ сихъ 3–хъ враговъ, къ исполнешю заповѣдей Божшхъ. Враги эти — мiръ, т. е. страсти, плоть наша и дiаволъ.

Они и въ монастырѣ противятся намъ, но въ монастырѣ меньше соблазновъ, и въ малолюдствѣ удобнѣе исполнить заповѣди Божш (см. Авву Дороеея объ отвержеши Mipa).

Но вы еще не находите себя въ силахъ оставить житейсюя вещи. Что же вамъ дѣлать? — Подражать св. Петру, утопавшему въ волнахъ: Господи, спаси мя, погибаю (Me. XIV, 31) и св. Давиду вотющему: скажи мнѣ, Господи, путь, въ оньже пойду (Пс. 142, 8) и путь неправды отстави отъ мене (Пс. 118, 29).

Причина всехъ вашихъ поползновенш гордость: отрасли ея — превозношеше, о себе мнЬше, зазреше людей и осуждеше ихъ. Какъ бы мы ни старались делать добродетели, но при сихъ действiяхъ онѣ мрачны и не приносятъ пользу, потому что оне–то и суть преступлеше и сопротивлеше воле Божiей.

Учете Господа и самая жизнь есть кротость и смирете; чему и заповедалъ намъ поучаться отъ Него. Всехъ нашихъ золъ причина гордость, а всехъ благъ ходатай смирете!

Если даже при исполнети благихъ делъ должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и духъ сокрушенъ, коихъ Богъ не уничижитъ (Пс. 50,19), кольми же паче въ нищете нашего устроешя должны повергать себя въ бездну смирешя.