Оптина пустынь и ее время

Письмо 3

Отсечете своей воли и непоставлете своего разума (не полагаться на свой разумъ) есть первое средство къ стяжашю смирешя, а отъ онаго разсуждешя раждается смиреше. Но вы, только разсуждая объ этомъ, возмущаетесь умомъ и сердцемъ, корень же сего есть самолюбiе и гордость.

Вы до сихъ поръ на своемъ мнеши и разуме и своею волею основывали свое исправлеше и спасете; отъ того и силы ваши въ противоборстве изнемогаютъ, что по причине онаго самомнешя имеетъ врагъ свободный и сильный къ вамъ приступъ. Что делается не разсуждая съ повиновешемъ, исполняется весьма легко и спокойно съ пользою. (Какъ врагъ не терпитъ того, кто находится въ покоренш отеческомъ и каюя совершаетъ козни см. Добр. 4, Феодор. Эдесскш, гл. 44).

Вы пишете: «Надобно меньше разсуждать, а стараться, чтобы мысли были заняты молитвою». Но вся ваша беда въ томъ, что все это зная, не исполняете и при томъ еще чувствуете, что совершенно будете безотвѣтны на Страшномъ Судѣ. Если это последнее сильно на васъ действуетъ и смущаетъ, то это козни вражш и плодъ гордости.

Вы, сознавая себя грешнымъ, не должны отчаяваться, а больше смиряться и дивиться человеколюбiю Божiю, терпящему васъ и ожидающему вашего обрагцешя и покаяшя. (См. I. Злат. О покаянш).

«Покаяше есть пластырь прегрешешй, потреблеше беззаконш, отъятiе слезъ, дерзновеше къ Богу, оружiе на дiавола, мечъ, главу его отсЬкающш, спасешя надежда, отчаяшя истреблеше. Оно человеку отверзаетъ небо, оно въ рай вводить, оно дiавола одолеваетъ.

Грешенъ ли ты? не отчаявайся… Оружiе ваше противъ дiавола неотчаяше ваше… Ежели во всякъ день согрешаешь, во всякъ день и каяться долженъ. Обветшалъ ли ты сегодня отъ греха? Обнови себя покаяшемъ … Всю жизнь провелъ я во грехахъ, аще покаюся, буду ли спасенъ? Конечно, будешь!

Паче же и не столькш, но зело меньшш поелику море хотя и велико есть, однако меру свою имеетъ, Божте же человеколюбiе безпредельно». (См. также Добротолюбiе, т. III, Петра Дамаскина.) «Вы просите научить васъ стяжать даръ молитвы. Это похоже на то, какъ бы у нигцаго кто просилъ богатства. Я сознаю себя въ семъ отношенш въ весьма нигценскомъ положенш. Какъ же могу научить тому, чего самъ не имею?» Но предлагаю о семъ учеше Св. Отцовъ.

Молиться мы должны по долгу нашему, по заповеди Божтей и апостольской и учешю Св. Отцовъ о всемъ; какъ то: о сохранеши насъ, о спасенш нашемъ, о прогценш греховъ, о ближнихъ нашихъ и о прочемъ многомъ, но съ великимъ смирешемъ, и не искать въ себъ дара. Оный Самъ Господь даруетъ, но достойнымъ того, какъ пишетъ св. Исаакъ Сир., Слово 2:

«Яже Божiя, само отъ себя проходить тебе неощугцающу, но агце место будетъ чисто, а не скверно. Агце ли же зеница очесе души твоея чиста несть, да не посмееши воззрети на округъ солнца, да не лишишися и самыя тоя зари, яже есть простая вера и смиреше, и исповедаше сердечное и малая дела, яже по силе твоей, и отверженъ будеши во едино место мысленныхъ, еже есть тма кромешная, внешняя отъ Бога, образъ носящая ада, якоже онъ, обезстудствовавыйся внити на бракъ въ скверныхъ ризахъ».

Макарiя В. (Сл. 1, №9) «Глава всяия добродетели и верхъ исправляемыхъ делъ есть непрестанное въ молитве пребываше, чрезъ что и прочiя добродетели испрошешемъ у Бога ежедневно получати можемъ. Но если смирен номудрiемъ, простодугшемъ и благостью украшени не будемъ, образъ молитвы ничтоже насъ воспользуетъ». И учитъ какъ должно надо пребывать въ молитве: начать съ того же, «вопервыхъ, веровати Господу твердо, и предати всего себя глаголамъ заповедей Его, и отречься мiра во всемъ, дабы ни въ чемъ же изъ видимыхъ вещей обращался умъ и выну пребывати непоколебимо въ молитвахъ, и не отчаяваться въ ожидаши Господня призрешя и помощи на всякое время, предложеше ума своего всегда въ Немъ имея (Сл. 1,13).

«Если же кто насилуетъ себя въ молитве, пока не получить даровашя некоего отъ Бога; а къ смиренномудрiю, къ любви, къ кротости и къ прочимъ добродЬтелямъ темъ же образомъ насилiя себе не творитъ, и леноспю одержимъ есть, таковому хотя иногда по прошешю его и дается благодать Божтя: благъ бо есть и милостивъ Богъ, и просящимъ Его даетъ по ихъ прошешямъ; но т. к. не прiуготовилъ себе и не прюбрелъ навыка къ реченнымъ добродЬтелямъ, то или погубляетъ благодать, или прiемлетъ, и снова падаетъ, или ничтоже преуспеваетъ, впадая въ высокоумiе. Селеше бо и покой Духа Святаго смиренномудрiе есть, любовь и кротость и прочiя заповеди Господни (Сл. 1,14).

«Если со смиренномудрiемъ и любовiю, простодугшемъ же и благоспю соединена не будетъ въ насъ молитва, то это не молитва, но только маска молитвы есть, ни единыя же пользы принести намъ могущая» (Сл. 3, 5). Видите, какое должно быть прiуготовлеше къ молитвѣ и ея прохождеше и достижеше ея дара. Разсмотрите же себя, на той ли степени вы стоите, и вашей ли мѣры достигнуть высоты такой добродѣтели, которой и удаливгшеся изъ мiра и все отверггше не многте достигли.

Исаакъ Сиринъ говорить: «Якоже едва отъ темь человѣкъ единъ обрѣтается исполнивый заповѣди и законная мало недостаточнѣ и достигъ въ чистоту души; тако единъ отъ тысящи обрѣтается сподоблься достигнути со многимъ охранешемъ въ чистую молитву, и расторгнута предѣлъ сей и получити оно таинство. Зане же мнози и чистыя молитвы никако сподобившася, но мали къ таинству же оному еже по онѣй и на объ онъ полъ достигнувый, едва обрѣтается въ родѣ и родѣ благодарю Божiею (Сл. 16) (Переводъ: Какъ изъ многихъ тысячъ едва находится одинъ, исполнившш заповѣди и все законное съ малымъ недостаткомъ и достигшш душевной чистоты: такъ изъ тысячи развѣ одинъ найдется при великой осторожности, сподобившшся достигнуть чистой молитвы, расторгнуть этотъ предѣлъ и прiять оное таинство; потому что чистой молствы никакъ не могли сподобиться многте: сподобились же весьма рѣдюе; а достиггше того таинства, которое уже за сею молитвою, едва по благодати Божiей, находятся и изъ рода въ родъ (Стр. 69. Москва 1893 г. Серг. Посадъ). А о прежде времени желающихъ достигнути въ какоелибо дароваше Св. iоаннъ Лъствичникъ пишетъ: