Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

453

Мф. 4,1.

454

Здесь мы позволим себе заметить, что толкование св. Дионисия несколько отличается от толкований других отцев Церкви. Правда, Златоуст и Феофи-лакт объясняют слова молитвы Господней «не введи насъ во искушеше» так же, как и св. Дионисий, т. е. в смысле повеления молиться о победе над искушениями; но в первой половине Гефсиманской молитвы большая часть отцев Церкви виДит моление о совершенном избавлении от чаши страданий. Ср.: Михаил, еп. Толковое Евангелие. М., 1870. Т. I. С. 105,499-500.

455

Ср. выше, с. 47, прим. 1.

456

Tillemont. Histoire des empereurs. Paris, 1720. Т. III. P. 283.

457

34-е письмо св. Киприана к народу о пяти пресвитерах, приставших к возмущению Фелициссима. См.: Творения св. Киприана. Киев, 1861. Т. 1. С. 121.

458

Евсевий. Церковная история. VII, 11: «Правитель и доныне не перестает одних умерщвлять, других терзать пытками». См.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 48 (С. 82 нового изд.).

459

Евсевий. Церковная история. VII, 1.

460

См. письма св. Киприана к Корнилию, Луцию, Сергию, Рогациану и др. исповедникам. Творения св. Киприана. Т. 1. С. 234-246.

461

Tillemont. Histoire des empereurs. Paris, 1720. Т. III. P. 292.

462

Евсевий. Церковная история. VII, 10.

463

Относящиеся к этой язве свидетельства Иордана, Орозия, Евтропия, Кедрина, Зонары, Секста Аврелия Виктора Старшего и Младшего см.: Byeus. Op. cit. P. 25, num. 60.

464

Современник св. Дионисия, св.

Liber de mortalitate, num. XIV. См.: Migne. PL. Т. IV. 1844. Col. 591-592; ср.: Молчанов А. В. Указ. соч. С. 124.

465

Евсевий. Церковная история. VII, 22.

466

43-е письмо Киприана к Антониану о Корнилии и Новациане. См.: Творения св. Киприана. Т. 1. С. 173.