Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Там же. С. 283–284.

709

Болотов В. В. Указ. соч. С. 208.

710

Между тем, у предыдущих церковных писателей эта аналогия чаще всего употреблялась лишь для уяснения отношения между Λόγος ένδιάθετος и Λόγος προφορικός или двумя моментами в жизни Божественного Логоса. Только Ириней возвысился над этим учением и, подобно Оригену, сравнивает с умом самого Отца. Ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 69–70.

711

Там же. С. 231–232.

712

Там же. С. 242.

713

De oratione, num. 15: ετερος… κατ' ούσίαν καί υποκείμενος (ύποκείμενόν) έστιν ό Υίος τοΰ Πατρός. См.: Migne. PG. Т. XI. Col. 465. Ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 265.

714

Commentoriorum in evangelium Ioannis. Т. XIII, num. 25: ού συγκρίνεται (Λόγος) κατ' ούδέν τω Πατρί. См.: Migne. PG. Т. XIV. Col. 444.

715

Ibid. Col. 441; ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 273–275.

716

Commentariorum in evangelium Ioannis. Т. II, num. 2. Col. 108–109; ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 293–295.

717

Origenis Contra Celsum. Lib. V, num. 39; см.: Migne. PG. Т. XI. Col. 1244.

718

Commentariorum in evangelium Ioannis. Т. II, num. 2; см.: Migne. PG. Т. XIV. Col. 109.

719

Болотов В. В. Указ. соч. С. 281.

720

Впрочем, Ориген употреблял иногда и такие сравнения, которые, по-видимому, заключали в себе довольно ясную мысль если не о количественном единстве, то о качественном тождестве существа и природы Отца и Сына. Объясняя наименование Сына образом Божиим, Ориген (De principiis. Lib. I. Cap. II, num. 6; см.: Migne. PG. Т. XI. Col. 134-135) говорит, что Сын есть «невидимый образ Бога невидимого, подобно тому как образ Адама есть сын его Сиф». Несколько ниже Сын называется образом, через который мы познаем Отца, так что кто познал Сына, тот вследствие этого познает и Отца, как сам Сын говорит: вид'квый Мене вид'Ь Отца (Ин. 14, 9). В другом месте (In Numeros homilia XII, num. 1; см.: Migne. PG. Т. XII. Col. 657) отношение между Лицами Св. Троицы Ориген уподобляет трем колодезям, выходящим из одного родника и соединенным между собой. Но едва ли эти сравнения оправдывают решительный вывод в пользу православия Оригена. Во всяком случае, значение их ослабляется рядом рассмотренных нами гораздо более ясных свидетельств противоположного характера. Что касается мест, в которых заключается вполне ясное учение о равенстве и единосущии Лиц Св. Троицы (ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 175–176, 262, 269, 272, 306), то подлинность их не без основания подвергается сомнению.

721

Contra Celsum. Lib. VIII, num. 12; см.: Migne. PG. Т. XI. Col. 1533.

722