Православие и современность. Электронная библиотека

Существовал ли Христос?

Был ли Христос?

Историческое существование Христа подтверждается рядом неоспоримых данных. Первые и главные свидетельства о Христе - это, конечно, Евангелия, написанные ближайшими учениками Христа и их преемниками.

Евангелие повествует, что Христос родился в Вифлееме Иудейском за несколько лет до смерти царя Ирода Великого (Мф. 2, 1), во время переписи, произведенной римским правителем Квиринием (Лк. 2, 2). Они сообщают, что Христос вышел на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия (14-37 гг.), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, а Ирод-Антипа был четверовластником в Галилее и т.д. Первосвященниками Иудейскими в это время были Анна и Каиафа (см.: Лк. 3, 1). Все это реальные исторические лица. При них же Христос был и распят.

Следующая за Евангелиями книга Деяний святых Апостолов приводит данные о жизни и деятельности непосредственных учеников Христа - апостолов и о возникновении первых христианских общин, причем она излагает историю христианства в тесной и органической связи с историей тогдашнего мира. Попутно с историей Церкви, она точно описывает нравы и обычаи жителей Палестины, Малой Азии, Греции и Италии того времени; говорит и о том, как управлялись провинции Римской империи. Исторические открытия нашего времени подтверждают правдивость этой книги. В ней описываются подвиги личных учеников Иисуса Христа - апостолов Петра, Иоанна, Иакова и в особенности апостола народов - Павла. Вся жизнь этого удивительного и неутомимого в своих проповеднических путешествиях человека проходит среди вполне исторических лиц: иудейские первосвященники и афинские философы, городские правители и начальники иудейских синагог, ефесские ремесленники, поднимающие против него целый бунт, когда в результате его проповеди упали их доходы, и привыкшие к взяткам римские чиновники. Апостолу Павлу приходится иметь встречи с такими историческими лицами, как хитрый первосвященник Анания; всеми уважаемый в то время член иудейского Синедриона Гамалиил; присланный из Рима в Грецию в качестве проконсула брат известного философа Сенеки - Галлион; правители Иудеи Порций Фест и Феликс с его женой Друзиллой; Иудейский царь Агриппа и его сестра Береника. Все это люди, хорошо известные нам из гражданской истории. Неужели же между всеми этими лицами бродит мифическая личность - Павел? В поведении его нет ничего мифического. Он разговаривает, вступает в пререкания, арестовывается, освобождается, неоднократно получает побои, произносит зажигательные речи, снова и снова привлекается к ответу, апеллирует к суду как римский гражданин. Наконец его на основании римских законов для кесарева суда везут на корабле в Рим. И здесь удивительно точное описание корабельных маршрутов того времени, климатических условий, а также большое число бытовых мелочей. Такая книга могла быть написана лишь в то время, когда происходили все описываемые в ней события.

Деяния были самой распространенной книгой среди христиан и читались на молитвенных собраниях во всех разбросанных по тогдашнему миру общинах.

В существовании Апостола Павла сомневаться невозможно. Именно он во время своих проповеднических путешествий по Европе и Малой Азии насадил первые христианские общины, ставшие вскоре крупными Церквами. Исключительный интерес представляет то место из его послания к Галатам, где он описывает одно из своих свиданий с главными Апостолами, которые всюду, как повествуют Евангелия, сопутствовали Христу: Они, почитаемые столпами, то есть Петр, Иаков и Иоанн, подали мне... руку общения (Гал. 2, 9). Так неужели же живой исторический человек жмет руку мифическим существам? Где же кончается в таком случае действительность и где начинается вымысел?

Если реален Павел, то реальны и те, кому он жмет руки и с кем то молится, то спорит. А уже если реальны эти, кто был избран Самим Христом, то что же говорить о реальности Самого Христа? О Христе и в особенности об Иоанне Крестителе, а также о ближайшем родственнике Иисуса Христа - об Апостоле Иакове мы находим сведения у известного иудейского историка - Иосифа Флавия (37 - 95 гг.). В своем сочинении "Иудейские древности" он пишет, что иудейские первосвященники, воспользовавшись сменой римских прокураторов, "представили на судилище Иакова - брата того Иисуса, которого именуют Христом" (Иудейские Древности, XIX-IX-1). Событие это было у всех в памяти, когда Иосиф писал свою хронику.

О Христе и о возникновении Христианской Церкви много пишут церковные историки II века. Так, известный церковный историк епископ Ириней Лионский (умер в 202 году) сообщает, что он пишет со слов своего учителя - известного отца Церкви Поликарпа Смирнского, который был непосредственным учеником самих апостолов. Но если несомненен учитель Иринея Поликарп, то какое же основание сомневаться в существовании Апостола Иоанна, учеником которого был Поликарп? Не мог же исторический человек быть учеником мифической личности? Кроме того, Ириней приводит список римских епископов и доводит этот список до Апостолов Петра и Павла. Где же в таком случае прерывается реальность и наступает область мифа? Ведь дело-то происходит не в гомеровские времена и сообщается о людях, живших до того всего лишь несколько десятилетий, а не столетий.

Интересные сведения приводит знаменитый церковный писатель Тертуллиан (155 - 222). Это был талантливый человек, прекрасный полемист, но чрезмерный ригорист. Это ему приписывается, хотя многими и оспаривается, знаменитая фраза: "Верю, потому что неразумно". За подобные рассуждения и за чрезмерную строгость Тертуллиан к концу жизни был даже отлучен от Церкви. Но в течение того периода, когда был пресвитером, он написал много трудов. Споря с разными еретиками, он упрекает их в том, что их учения - недавнего происхождения. Доказывая с жаром, что только истинная Церковь ведет свое начало от самого Христа и Апостолов, он говорит: "Христос, будучи на земле, преподал Свое учение. Все знают, что Он избрал двенадцать Апостолов, которым дал поручение учить народы, обещая притом Апостолам соприсутствие и помощь Святого Духа. Что сделали Апостолы? История покажет нам это. Апостолы основали Церкви, сначала в Иудее, потом в остальной Вселенной. Эти апостольские Церкви дали начало другим, вышедшим подобно отпрыскам, неотделимым от их общей ветви... Покажите нам происхождение ваших Церквей, разверните перед нами преемственность ваших епископов с самого начала так, чтобы они восходили к Апостолам или к одному из апостольских мужей, которые находились бы в постоянном общении с Апостолами, ибо эти Церкви, истинно апостольские, доказывают свое происхождение. Таким образом Смирнская Церковь указывает на Поликарпа, которого Иоанн дал ей в епископы; римская - на Климента, поставленного Петром. Остальные указывают также на людей, поставленных епископами через Апостолов, и на тот путь, которым они получили семя апостольского учения".

"Наша религия, - говорит он в другом месте, - основана на древнейших книгах иудеев, а вместе с тем известно, что она - недавнего происхождения и восходит только к временам Тиверия... Даже чернь знает, что Христос явился как простой человек, отсюда думают, что мы поклоняемся человеку..."

Описав подробности распятия Христа, Тертуллиан говорит: "Пилат, христианин уже по внутреннему убеждению совести, сообщил обо всем этом императору Тиверию. И императоры поверили бы в Христа, если бы они не были нужны своей эпохе в качестве императоров или если бы они могли быть христианами, оставаясь императорами... Вот вам хронологическая дата нашей религии, вот вам сведения о религии, об имени ее и об ее Основателе".

Итак, Тертуллиан как историк говорит о хронологической дате, связанной с именем Пилата и Тиверия, имеющей давность всего лишь в полтора столетия. Невозможно допустить, чтобы всего за полтораста лет в истории появилась дата, которой в действительности не существовало. Невозможно допустить, чтобы люди вроде Тертуллиана были обмануты существованием личности, создавшей так недавно новую религию, которую приходится сейчас так горячо защищать!