Православие и современность. Электронная библиотека

В существовании Апостола Павла сомневаться невозможно. Именно он во время своих проповеднических путешествий по Европе и Малой Азии насадил первые христианские общины, ставшие вскоре крупными Церквами. Исключительный интерес представляет то место из его послания к Галатам, где он описывает одно из своих свиданий с главными Апостолами, которые всюду, как повествуют Евангелия, сопутствовали Христу: Они, почитаемые столпами, то есть Петр, Иаков и Иоанн, подали мне... руку общения (Гал. 2, 9). Так неужели же живой исторический человек жмет руку мифическим существам? Где же кончается в таком случае действительность и где начинается вымысел?

Если реален Павел, то реальны и те, кому он жмет руки и с кем то молится, то спорит. А уже если реальны эти, кто был избран Самим Христом, то что же говорить о реальности Самого Христа? О Христе и в особенности об Иоанне Крестителе, а также о ближайшем родственнике Иисуса Христа - об Апостоле Иакове мы находим сведения у известного иудейского историка - Иосифа Флавия (37 - 95 гг.). В своем сочинении "Иудейские древности" он пишет, что иудейские первосвященники, воспользовавшись сменой римских прокураторов, "представили на судилище Иакова - брата того Иисуса, которого именуют Христом" (Иудейские Древности, XIX-IX-1). Событие это было у всех в памяти, когда Иосиф писал свою хронику.

О Христе и о возникновении Христианской Церкви много пишут церковные историки II века. Так, известный церковный историк епископ Ириней Лионский (умер в 202 году) сообщает, что он пишет со слов своего учителя - известного отца Церкви Поликарпа Смирнского, который был непосредственным учеником самих апостолов. Но если несомненен учитель Иринея Поликарп, то какое же основание сомневаться в существовании Апостола Иоанна, учеником которого был Поликарп? Не мог же исторический человек быть учеником мифической личности? Кроме того, Ириней приводит список римских епископов и доводит этот список до Апостолов Петра и Павла. Где же в таком случае прерывается реальность и наступает область мифа? Ведь дело-то происходит не в гомеровские времена и сообщается о людях, живших до того всего лишь несколько десятилетий, а не столетий.

Интересные сведения приводит знаменитый церковный писатель Тертуллиан (155 - 222). Это был талантливый человек, прекрасный полемист, но чрезмерный ригорист. Это ему приписывается, хотя многими и оспаривается, знаменитая фраза: "Верю, потому что неразумно". За подобные рассуждения и за чрезмерную строгость Тертуллиан к концу жизни был даже отлучен от Церкви. Но в течение того периода, когда был пресвитером, он написал много трудов. Споря с разными еретиками, он упрекает их в том, что их учения - недавнего происхождения. Доказывая с жаром, что только истинная Церковь ведет свое начало от самого Христа и Апостолов, он говорит: "Христос, будучи на земле, преподал Свое учение. Все знают, что Он избрал двенадцать Апостолов, которым дал поручение учить народы, обещая притом Апостолам соприсутствие и помощь Святого Духа. Что сделали Апостолы? История покажет нам это. Апостолы основали Церкви, сначала в Иудее, потом в остальной Вселенной. Эти апостольские Церкви дали начало другим, вышедшим подобно отпрыскам, неотделимым от их общей ветви... Покажите нам происхождение ваших Церквей, разверните перед нами преемственность ваших епископов с самого начала так, чтобы они восходили к Апостолам или к одному из апостольских мужей, которые находились бы в постоянном общении с Апостолами, ибо эти Церкви, истинно апостольские, доказывают свое происхождение. Таким образом Смирнская Церковь указывает на Поликарпа, которого Иоанн дал ей в епископы; римская - на Климента, поставленного Петром. Остальные указывают также на людей, поставленных епископами через Апостолов, и на тот путь, которым они получили семя апостольского учения".

"Наша религия, - говорит он в другом месте, - основана на древнейших книгах иудеев, а вместе с тем известно, что она - недавнего происхождения и восходит только к временам Тиверия... Даже чернь знает, что Христос явился как простой человек, отсюда думают, что мы поклоняемся человеку..."

Описав подробности распятия Христа, Тертуллиан говорит: "Пилат, христианин уже по внутреннему убеждению совести, сообщил обо всем этом императору Тиверию. И императоры поверили бы в Христа, если бы они не были нужны своей эпохе в качестве императоров или если бы они могли быть христианами, оставаясь императорами... Вот вам хронологическая дата нашей религии, вот вам сведения о религии, об имени ее и об ее Основателе".

Итак, Тертуллиан как историк говорит о хронологической дате, связанной с именем Пилата и Тиверия, имеющей давность всего лишь в полтора столетия. Невозможно допустить, чтобы всего за полтораста лет в истории появилась дата, которой в действительности не существовало. Невозможно допустить, чтобы люди вроде Тертуллиана были обмануты существованием личности, создавшей так недавно новую религию, которую приходится сейчас так горячо защищать!

О том, в какой трагической обстановке возрастала юная христианская Церковь, он также пишет не менее красочным языком: "Страдания Апостолов служат нам ясным свидетельством того, каково их учение относительно этого пункта (мученичества); достаточно просмотреть книгу Деяний. Других не нужно: в ней встречаются повсюду: темницы, цепи, бичи, каменья, мечи, наносящие оскорбления иудеи, приходящие в ярость народы, допрашивающие цари, позорящие трибуны, производящие суд проконсулы и гремящее имя Цезаря. Петр казнен смертью, Стефан побит камнями, Иаков умерщвлен, Павел обезглавлен - вот факты, написанные их кровью... Пусть летописи империи заговорят подобно иерусалимским камням! Открываю "Жизнь Цезарей" Светония: Нерон первый окровавил в Риме колыбель веры. Тогда-то Петр, после пригвождения к кресту, препоясан был чуждой рукой; Павел, римский гражданин, пробуждается к новой жизни благородством своего мученичества. Читая об этих фактах, я учусь страдать".

Итак, уже в первые же времена существования христианства никто не мог отрицать, что молодые христианские общины были основаны самими Апостолами. Как бы отвечая нашим современникам, сомневающимся в реальности Христа и Апостолов, Тертуллиан пишет: "Где искать истинное учение Апостолов? Хотите ли вы удовлетворить спасительной и похвальной любознательности? Идите к Церквам апостольским, где еще теперь существуют на том месте кафедры Апостолов, где, слыша чтение их достоверных посланий, вы как бы увидите их самих и услышите как бы звук их голоса. Живете ли вы близ Ахайи? Вы имеете Коринф. Вблизи Македонии? Вы имеете Филиппы и Фессалоники. Отправляетесь ли вы в Азию? Не минуйте Ефес! Будете ли в пределах Италии? Вы имеете Рим, к авторитету которого и мы прибегаем. Счастлива Церковь, в лоне которой Апостолы пролили вместе с кровью свое учение, где Петр был приобщен к страданиям Господа, где Павел был увенчан, как Иоанн Креститель".

Нам кажется, что свидетельств Тертуллиана вполне достаточно, чтобы убедиться, что Церковь в первое же время своего бытия знала - подчеркиваем, что не только верила, а именно знала, - в кого она верит. Знала, что Христос не мифическая личность и что Его Апостолы - реальные основатели быстро растущих поместных христианских общин.

Не менее известный писатель конца второго века Иустин Философ подтверждает, что Христос жил 150 лет назад. О том же говорит и ряд других церковных историков. Известный апологет Кодрат, живший в первой половине II века, писал в своей апологии римскому правительству, что "и сейчас еще живы люди, исцеленные Христом". Все это дает картину живой и непосредственной связи.

О Христе свидетельствуют известные римские историки. Так, о гонениях на христиан в сороковые годы говорит римский историк Светоний (70 - 140), автор жизнеописаний римских императоров. В одном из них - в "Жизни Клавдия" - он пишет, что император Клавдий (правил в 41 -54 годах) "изгнал из Рима иудеев, которые под влиянием Хрестоса не переставали производить беспорядки".

Выражение "под влиянием Хрестоса" может означать "из-за Христоса". Что касается "е", поставленного вместо "и", то это объясняется обычным смешением греческой буквы "иты", которую римляне читали и как "и", и как "е".

Это согласуется с книгой Деяний апостолов: Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима (Деян. 18, 2).