Православие и современность. Электронная библиотека

О том, в какой трагической обстановке возрастала юная христианская Церковь, он также пишет не менее красочным языком: "Страдания Апостолов служат нам ясным свидетельством того, каково их учение относительно этого пункта (мученичества); достаточно просмотреть книгу Деяний. Других не нужно: в ней встречаются повсюду: темницы, цепи, бичи, каменья, мечи, наносящие оскорбления иудеи, приходящие в ярость народы, допрашивающие цари, позорящие трибуны, производящие суд проконсулы и гремящее имя Цезаря. Петр казнен смертью, Стефан побит камнями, Иаков умерщвлен, Павел обезглавлен - вот факты, написанные их кровью... Пусть летописи империи заговорят подобно иерусалимским камням! Открываю "Жизнь Цезарей" Светония: Нерон первый окровавил в Риме колыбель веры. Тогда-то Петр, после пригвождения к кресту, препоясан был чуждой рукой; Павел, римский гражданин, пробуждается к новой жизни благородством своего мученичества. Читая об этих фактах, я учусь страдать".

Итак, уже в первые же времена существования христианства никто не мог отрицать, что молодые христианские общины были основаны самими Апостолами. Как бы отвечая нашим современникам, сомневающимся в реальности Христа и Апостолов, Тертуллиан пишет: "Где искать истинное учение Апостолов? Хотите ли вы удовлетворить спасительной и похвальной любознательности? Идите к Церквам апостольским, где еще теперь существуют на том месте кафедры Апостолов, где, слыша чтение их достоверных посланий, вы как бы увидите их самих и услышите как бы звук их голоса. Живете ли вы близ Ахайи? Вы имеете Коринф. Вблизи Македонии? Вы имеете Филиппы и Фессалоники. Отправляетесь ли вы в Азию? Не минуйте Ефес! Будете ли в пределах Италии? Вы имеете Рим, к авторитету которого и мы прибегаем. Счастлива Церковь, в лоне которой Апостолы пролили вместе с кровью свое учение, где Петр был приобщен к страданиям Господа, где Павел был увенчан, как Иоанн Креститель".

Нам кажется, что свидетельств Тертуллиана вполне достаточно, чтобы убедиться, что Церковь в первое же время своего бытия знала - подчеркиваем, что не только верила, а именно знала, - в кого она верит. Знала, что Христос не мифическая личность и что Его Апостолы - реальные основатели быстро растущих поместных христианских общин.

Не менее известный писатель конца второго века Иустин Философ подтверждает, что Христос жил 150 лет назад. О том же говорит и ряд других церковных историков. Известный апологет Кодрат, живший в первой половине II века, писал в своей апологии римскому правительству, что "и сейчас еще живы люди, исцеленные Христом". Все это дает картину живой и непосредственной связи.

О Христе свидетельствуют известные римские историки. Так, о гонениях на христиан в сороковые годы говорит римский историк Светоний (70 - 140), автор жизнеописаний римских императоров. В одном из них - в "Жизни Клавдия" - он пишет, что император Клавдий (правил в 41 -54 годах) "изгнал из Рима иудеев, которые под влиянием Хрестоса не переставали производить беспорядки".

Выражение "под влиянием Хрестоса" может означать "из-за Христоса". Что касается "е", поставленного вместо "и", то это объясняется обычным смешением греческой буквы "иты", которую римляне читали и как "и", и как "е".

Это согласуется с книгой Деяний апостолов: Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима (Деян. 18, 2).

В книге Деяний также говорится, что последователи Христа впервые стали называться "христианами" в Антиохии примерно в сороковые годы (Деян. II, 26).

Итак, в сороковые годы в Риме происходили волнения среди иудеев из-за веры во Христа, что, согласно свидетельству Деяний, происходило в те годы повсеместно, где только жили иудеи, так как проповедь о Христе Распятом для них, ненавидящих самый символ Креста, была чрезвычайно оскорбительна.

У Светония же находим и другое свидетельство о христианах. В своей книге "Жизнь Нерона" он сообщает, что император Нерон (правил в 54-68 годах) подверг наказанию "зловредный род христиан, зараженных новым суеверием". С точки зрения римских законов, появление всякой новой религии считалось недозволенным и расценивалось как преступление, так как всегда вносило беспорядки. Сейчас важно, что во времена Нерона, то есть в шестидесятые годы, христиане представляли собой уже нечто целое - организацию, объединенную именем своего Основателя.

Величайший римский историк времен Империи Тацит (55 - 120) также дает исключительно ценные сведения о Христе, о Его казни при Понтии Пилате и о гонениях на христиан при Нероне.

Как чисто гражданский историк и человек своего времени и класса, Тацит и не думает что-либо писать о каких-то событиях в далекой Иудее, происходивших к тому же среди презираемого римлянами иудейского народа. Он касается христиан лишь попутно, в связи с гражданскими событиями. Среди описаний разных событий он сообщает о грандиозном римском пожаре в 64 году, причем со свойственным ему сарказмом обвиняет Нерона в поджоге. Попутно он пишет и о христианах: "Чтобы подавить этот слух, он (Нерон. - Н.И.), объявил виновными других и в наказание стал жестоко мучить тех людей, которых в простонародье называют христианами и которых все ненавидят за их постыдные дела. Начало этого имени идет от Христа, Который в царствование Тиверия был казнен наместником Пилатом. Но суеверие их, подавленное на время, выступило снова не только в Иудее, где совершилось это зло, но и в Риме... Сначала хватали тех, кто признавался в том, что он христианин, но потом, после судебного исследования, было изобличено множество этих людей не столько в том, что они виновники пожара, сколько в том, что они заражены ненавистью к человеческому роду".

Итак, Тацит передает ходячую молву о христианах, питавшуюся теми сплетнями, которые про христиан распространяли иудеи.

А вот известный текст, говорящий о Христе и христианах на грани I и II веков, принадлежащий перу известного писателя и государственного деятеля - Плиния. Император Траян назначил Плиния правителем Вифинии. Приехав на место, Плиний обнаружил в своей области, христиан, о которых он до сих пор имел, должно быть, лишь отрывочные сведения. Он пишет к императору, с которым был в большой дружбе, что "суеверие это распространилось повсеместно..." и что "христиане под пытками сознавались, что собираются вместе перед рассветом, чтобы воздавать хвалу Христу, как Богу".