Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.

Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.

Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Кор. 8, 8–13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную.

Седмица сырная.

Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною, потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже»преддверие покаяния, предпраздненство (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная. [380] В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста», Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского? в противодействие какому‑то еретическому мнению. Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечт совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом. [381] Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, [382] а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота моего»и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2, 12); [383] в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает:

Жертвы покаяния приношу словеса.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников.«Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.[384]

Изобразив вкратце дела Божий от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный предмет для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергла человечество страсть себялюбии и плотских угодий, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. [385] Синаксарь в неделю сырную начинается словами:

Мир с родоначальники горько да восплачет:

Снедию сладкою падший с падшими.

На Литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Мф. 6, 14–20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов, нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время удобнейшее для стяжания духовных сокровищ, подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ; есть истинный день для делания благих Дел, как говорит Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света. Ядый не ядущего да не укорят: и неядый ядущаго да не осуждает (Рим. 13, 12 — 14, 3).

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых.