6. Богослужения Постной Триоди

1. Приготовительные Недели к Великому Посту

Великий пост, состоящий из святой Четыредесятницы, и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы всего семь седмиц служит приготовлением к величайшему христианскому празднику — Светлому Воскресению Христову, именуемому Пасхой Господней, прообразом которой была ветхозаветная иудейская Пасха (самое слово «Пасха» — πασχα с еврейскаго — phesach и значит: «прохождение мимо», «избавление» — когда (ангел) губитель избивая первенцев египетских, проходил (мимо) дома евреев (Исх. 12 глава). Это название евреи употребляют для означения своего праздника, учрежденнаго в воспоминание перехода их из рабства в земле египетской в обетованную землю ханаанскую. Великий пост это время преимущественно назначенное Церковью для покаяния: это время всеобщаго духовнаго очищения и освящения. Поэтому все богослужебныя песнопения Великаго поста и весь чин богослужебный направлен на то, чтобы пробудить в нас сокрушение о грехах своих. Но покаянныя чувства, должная покаянная настроенность духа не всем и не всегда сразу и легко даются. Нужно заранее расположить душу к покаянному настроению. Учитывая это, св. Церковь еще задолго до Великаго поста начинает подготовлять нас к покаянному подвигу. Для этого назначены ею особыя Подготовительныя недели к Великому посту. Таких подготовительных недель (то есть воскресных дней) всего четыре: 1. Неделя мытаря и фарисея, 2. Неделя блуднаго сына, 3. Неделя мясопустная, или О страшном суде и 4. Неделя сыропустная, или Изгнание Адамово, называемая в просторечии также «прощенным воскресением», или «прощенным днем». Таким образом, еще за три седмицы Церковь уже начинает подготовлять верующих к Великому посту, и с первой подготовительной недели — Недели мытаря и фарисея — богослужение совершается по Постной триоди, вплоть до Страстной субботы. (Триодь слово греческое и значит трипеснец, три оды, три песни, см. выше на стр. 98 и 99).

Неделя мытаря и фарисея

Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие — притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея. Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев».

Неделя блудного сына

Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: «На реках вавилонских:» с аллилуиею красною. Пение этого псалма должно напоминать нам, грешникам, о нашем несчастном состоянии в плену у диавола и греха, подобно тому, как некогда каялись иудеи, сознавшие в Вавилонском плену свое бедственное положение. Скорбный гимн этот ныне ярко выражает нашу скорбь об утраченном нами по грехам нашим отечестве небесном и внушает нам необходимость каяться для того, чтобы сподобиться радости возвращения в это небесное отечество. В неделю блудного, мясопустную и сыропустную поется особая, указанная наряду, «катавасия Триоди».

Седмица после недели блудного сына называется мясопустной, потому что в нее оканчивается едение мяса и бывает «мяса отпуст», то есть прекращение едения мяса. На повечериях в эту седмицу отменяется чтение канона Богородице, отменяются и междочасия.

Суббота мясопустная

Суббота мясопустная посвящается поминовению усопших. Это так называемая Родительская суббота, в которую совершается особая заупокойная служба. В эту субботу Церковь молится особенно о тех усопших, которые, по выражению синаксаря: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», то есть в силу каких‑либо исключительных обстоятельств своей смерти не удостоились надлежащего христианского погребения. Приурочено поминовение усопших к этой субботе потому, что на другой день, в неделю мясопустную Церковь вспоминает Страшный суд, на который предстанут все люди, как живые, так и умершие. По долгу христианской любви, мы, молясь об избавлении нашем от осуждения на этом последнем суде Божием, молимся, чтобы и усопшие наши помилованы были Богом.

Особенностью этой заупокойной службы является то, что на вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами, на утрени вместо «Бог Господь» также поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами, после рядовой 16–ой кафизмы поется 17–ая кафизма, называемая «Непорочны», которая делится на две статьи (части) с особыми припевами и с пением заупокойных тропарей: «Святых лик» после второй статьи. После первой статьи, после второй статьи и тропарей, и после 6–ой песни канона, произносятся заупокойные ектении с поминовением всех усопших поименно. (Иерей поминает: — Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих имярек, и всех праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан.: и о еже проститися им:). Среди храма ставится поминальный столик с распятием и возожженными свечами. В каноне Триоди бывает и 2–я песнь. Если в эту субботу случится Сретение Господне или храмовой праздник, поминовение усопших совершается в субботу мимошедшую или в четверток мясопустный.

Неделя мясопустная

Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде для того, чтобы грешники, в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, не предались беспечности и нерадению о своем спасении. На литургии читается Евангелие о Страшном суде, внушающее нам, что Господь не только бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден, что Он не только любящий Отец, но одновременно и праведный Судия, воздающий каждому по делам его.

Сырная седмица