В Служебнике же наряду в последовании вечерни печатается увещание иерею относительно употреблении благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея. Тут иерею прежде всего внушается, чтобы он елей сей благословенный, вино, пшеницу и хлебы не благословлял бы на втором бдении вторично. Елеем надлежит знаменовать людей при целовании ими образа, можно его и «во брашнах снести»; вино испить с благоговением; хлебы же, на раздаянии доры, раздробив раздавать, (то есть, можно остатки хлебцев [если останутся] раздавать вместе с антидором, дора это антидор), или в дому честно на трапезе прежде общих брашен сесть; пшеницу или посеять, или измолоть с другой пшеницей и с благодарением сесть. Благословенными хлебами и вином ни в коем случае нельзя литургисать, по правилу Номоканона о священнодействии.

Помазание благословенным елеем в настоящее время совершается обыкновенно на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя: и заменяет собою то помазание елеем, которое по уставу положено совершать в притворе (см. Типикон гл. 3) после отпуста утрени елеем от кандила (лампады) у иконы праздника или святого. Одновременно раздается и благословенный хлеб, раздробленные частицы которого омочены благословенным вином.

В настоящее время в виду того, что бдение совершается обычно с большими сокращениями и нет надобности в подкреплении сил благословенными хлебами и вином, лития и благословение хлебов на всенощном бдении под воскресные дни вообще не совершается, а сразу после просительной ектении и заключительных возгласов поются стихиры на стиховне. На бдениях же в честь двунадесятых праздников и великих святых лития и благословение хлебов совершаются как бы в знак особенной торжественности богослужения в эти дни.

После окончания вечерни на бдении полагается по уставу чтение из Апостола и из толкования св. Иоанна Златоустого и других толковников на Новый Завет. Толкование всегда читается после прочтения Апостола. Для этого чтения весь Апостол разделен на специальные отделы, сверх обычного разделения на главы и стихи и на зачала.

Обычай читать за богослужением отделы Священного Писания Нового Завета ведет свое начало с древнейших времен Церкви. По типикону указано на воскресном всенощном бдении читать поучения 7 раз, а на праздничном 6: после окончания Вечерни, на Утрени после 1 и 2 кафизм, по полиелее, по 3 и 6 песнях канона, и после окончания Утрени (последнее только в воскресение). Цель этих чтений: наставление и назидание, и в тоже время они служат для освежения памяти и отдыхом для тела, так как выслушиваются сидя. Первое чтение это отрывок из Священного Писания (из кн. Деяний Апостольских или из Посланий Апостольских). Следующие четыре чтения берутся из святоотеческих толкований прочитанного отрывка; шестое берется из житий святых; а седьмое нравоучительно–аскетическое «оглашение» берется из писаний преп. Феодора Студита.

К сожалению, теперь это почти нигде не исполняется, кроме, может быть, некоторых монастырей, и то, если бывает, то только одно чтение. На приходах иногда на утрени после 6–й песни читают краткое житие святого или сказание о празднике из Синаксария.

2. Вторая часть Всенощнаго бдения. Утреня

Порядок утрени всенощного бдения указан во 2–ой главе Типикона. Вторая часть Всенощного бдения и важнейшая есть утреня. После чтения из Деяний или Посланий Апостольских и Толкования на Новый Завет, в соответствии с Уставом, начало утрени отмечается звоном. Типикон говорит, «что исходит параекклисиарх и клеплет в великий и в прочие кампаны». Но теперь на практике утреня начинается без трезвона, сразу после: Благословение Господне: и пения хором: Аминь — прямо с шестопсалмия.

Шестопсалмие

Шестопсалмие, называемое иногда в богослужебных книгах по–гречески εξαψαλμος «экзапсалмы», состоит из шести псалмов: 3–го, 37–го, 62–го, 87–го, 102–го и 142–го и начинается чтением троекратного ангельского славословия: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2, 14) и двукратного молитвенного воззвания чтеца: Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. При начале чтения шестопсалмия в храме тушится большинство светильников, без сомнения для того, чтобы со вниманием слушать псалмы, не развлекаясь ничем внешним. Вместе с тем, церковь, погруженная во мрак, должна напоминать молящимся Вифлеемскую ночь, в которую родился Христос. С рождением и явлением в мiр Христа Спасителя началось наше спасение. Шестопсалмие есть как бы размышление человека с самим собой, услышавшего о рождении Спасителя. В псалмах его выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов (демонов), ищущих погубить душу и тело, и надежда на беспредельное милосердие Божие, на то, что Господь услышит всех уповающих на Него и ущедрит всех боящихся Его. Из целого ряда замечаний относительно чтения и слушания Шестопсалмия, которые мы находим в Типиконе и в богослужебных книгах наряду, видно, что Церковь придает Шестопсалмию особое значение, а потому весьма грешат те современные богомольцы, которые позволяют себе сидеть во время чтения Шестопсалмия или даже вовсе выходить из церкви, считая это чтение второстепенным, маловажным. Так, в 9–ой главе Типикона говорится: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную».

Шестопсалмие разделяется на две части славословием в честь Св. Троицы. После первых трех псалмов читается: Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже, трижды, Господи, помилуй: трижды и опять Слава, и ныне: и следующие псалмы. В заключение читается только Слава, и ныне: и троекратное: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже.

Читая эти молитвы перед затворенными царскими вратами, иерей изображает Христа Ходатая, обещанного Адаму и всему человеческому роду. (См. «Новая Скрижаль» ч. 3, гл. 4, п. 6). Проф. М. Скабалланович указывает, что утренние молитвы, вернее молитвы утрени, как и вечерние, некогда были размещены по целой утрени. В связи с сим и содержание их приноровлено к разным частям утрени, поскольку они читались в разных местах ее. (См. «Толковый Типикон», Вып. 2, стр. 205 и далее).

Великая ектения

Ектиения произносится иереем или диаконом перед царскими вратами.