Чтения по литургическому богословию
1. Восстание из мертвых Богочеловека есть начало всеобщего воскресения.
2. Блаженная жизнь и телесное нетление источаются от Божества вследствие крестной жертвы Спасителя.
3. Сила воскресения есть излияние в человеческую душу невещественного сияния благодати.
4. Спаситель ныне сообщает душам людей благодать.
5. И тлеющие в страстях грешные души при всеобщем воскресении мертвых облекутся нетленными телами по воле и особому действию Сына Божия.
6. В настоящее время умирание и тление временны.
7. Спаситель изрек непреложное изволение Свое о поглощении мировой мертвенности Божественною силою жизни и оно уже есть как бы свершившийся факт.
8. Воссоздание падшего человеческого естества после Христова воскресения продолжается в вознесения Христа Спасителя на небо с плотию. Об этом подробнее скажем в следующем особом приложении.
Вознесение Господне
Литургическое повествование о Господнем вознесении имеет некоторые характерные подробности, сравнительно с Евангельской историей, и свои выводы.
В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос, — так замечает один из церковных песнопевцев, — пришел с Апостолами и Богоматерью на Елеонскую гору.
Здесь, после прощальной беседы с ними, стопы Господа, вдруг Божественною Его силою, стали отделяться от земли и возвышаться в воздушную высь. Ступив на облака, как на колесницу, Спаситель на херувимских раменах стал подниматься вверх. Христово вознесение некогда предызобразил пророк Илия своим восхождением в небесную область на четырехконной колеснице[247].
Лик учеников, видя Господа возносящимся, с рыданием восклицал: "Владыка! Как Ты ныне оставляешь сиротами Твоих рабов? Куда идешь? Мы, все оставившие и последовавшие за Тобой, имели надежду всегда быть с Тобой, — Богом. По Своему обещанию пошли нам Утешителя и Спасителя душ наших"[248]. Господь, благословляя Апостолов с высоты, сказал: "Смотрите, други, — Я иду ко Отцу. Вам же пошлю иного Утешителя. Отриньте все сетования. Я не оставлю и не забуду вас, которых собрал и возлюбил"[249].
Во время преподания последнего, совершенного благословения — Господь за облаком света сокрылся от Апостольских очей[250]. Дальнейшее восхождение Христово совершалось только пред взором бесплотных ангелов.
Ангельские чины с трубным шумом и восклицаниями сопровождали Своего Владыку на небеса, подняли небесные врата при вступлении Спасителя в горние области мироздания. Небо являло свою красоту в отверстые врата. Восшед во святая святых неба, Господь воссел на небесном престоле одесную Бога Отца с плотию. Седение на Отчем престоле человеческого естества, прежде затворенного в преисподней земли, изумило самих ангелов[251]. Бесплотные говорили друг другу: "Кто этот прекрасный муж — Бог и человек"[252].
Вознесение Господне на небо, по мысли богословов литургистов, связано тесным образом с участью всего человечества.
Оно в начатке привело ко Отцу человеческий род и прославило его. Во Своем Лице Господь вознес на небеса падший образ Адамов, — человеческое естество, спосадил его превыше ангелов на Отчем престоле и таинственно обожил[253]. Первый человек за грехопадение был изринут из рая. Спаситель же, принявший образ человека, научил людей послушанию Богу Своим примером исполнения Отчей воли и искупительным крестным страданием. Вслед за Собой Он возводит верующих на небо и водворяет в небесных обителях[254].
Освещением истории Вознесения Господня мы в настоящий раз закончим развитие литургического учения о Сыне Божием, Спасителе мира.
Нам остается только прибавить к вышесказанному несколько следующих ниже пояснений о сторонах личного человеческого спасения во Христе.