Дервас Читти Град Пустыня

Осенью 466 года на Сион в обитель Евсторгия — пришел еще один семнадцатилетний юноша.[672] Кириак доводился племянником епископу Коринфскому и был чтецом в тамошней церкви. Услышав воскресное Евангелие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», он, не говоря никому ни слова, вышел из церкви, добрался до Кенхреи и поплыл на корабле в Палестину.[673] Зиму он провел в Иерусалиме, после чего Евсторгий отослал его в лавру к Евфимию, где подвизались двое знакомых ему еще по Коринфу братьев, один из которых был пресвитером. Он получил постриг от самого Евфимия, однако по причине своей молодости, конечно же, не мог оставаться в его обители. Феоктист умер в сентябре предыдущего года, и потому Евфимий послал молодого монаха в киновию Герасима, находившуюся в Иорданской долине, где Кириак заготавливал дрова, таскал воду и готовил еду.[674]

Тем временем Ювеналий умер (судя по всему, это произошло первого июля 459 года), и его место занял хорепископ Анастасий,[675]'который, как нам сообщается, занимал достаточно нейтральную позицию в отношении Халкидона, а наделе, был очень близок к Евдокии, обращение которой нисколько не мешало ей как и прежде поддерживать противников Собора. Она предоставила Роману место для его новой обители,"[676] башню же на Джебель Мунтар, избранную для ее обращения, заняли явные антихалкидониты.»[677] Евфимий, за несколько лет до этого предсказавший Анастасию патриаршество,"[678] относился к нему примерно так же, как Арсений на рубеже двух веков относился к Феофилу: он отказывался принимать его[679] и увиделся с ним только тогда, когда спустился на похороны Феоктиста.»[680] Анастасий же, со своей стороны, проявлял к Евфимию подчеркнутое внимание и в 473 году дважды спускался на его похороны.[681] Очень важную должность хранителя святого Креста Господня в его патриаршество неизменно занимали ученики Евфимия.»[682]

Евдокия осталась верной себе. Так, помимо прочего, она участвовала в строительстве церкви святого Петра и большого водоема, который был вырыт на том месте, где римская дорога из Иерусалима в Иерихон покидает долину и поднимается на горный уступ, с которого открывается вид на монастырь святого Евфимия, находящийся в двух милях оттуда.[683] В 460 году, вскоре после Пасхи, она побывала в этом месте и послала Гавриила в монастырь с тем, чтобы он попросил ее старого наставника придти к ней. Ответ был не менее характерным: во плоти она его уже не увидит, сама же она оставит этот мир еще до наступления зимы, и потому лето ей следует посвятить приготовлению к исходу; о нем же пока она во плоти более вспоминать не надо, так же как не надо ему ничего завещать. «Когда же отправишься ко Владыке всех, помяни меня». Крайне огорченная ибо она хотела пожертвовать монастырю святого Евфимия большую сумму денег Евдокия вновь поспешила в Священный Град, послала за патриархом и уговорила его освятить 15 июня еще недостроенную церковь святого первомученика Стефана, после чего патриарх отправился в поездку по Палестине, освящая прочие заложенные ею, но еще недостроенные храмы, пока 20 октября Евдокия не умерла.[684]

* * *

Преемником Феоктиста, умершего 3 сентября 466 года, стал араб Марис, который умер спустя два года, после чего настоятелем обители стал некий Лонгин.[685] В 469 году тридцатилетний Савва с благословения Лонгина (во всем слушавшегося Евфимия) вышел из монастыря и поселился в пещере на южном утесе (напротив киновии). В течение последующих пяти лет с понедельника по пятницу Савва вообще не вкушал пищи, киновию же он покидал воскресным вечером, унося с собою пальмовые листья для рукоделия, а возвращался туда утром в субботу с пятьюдесятью корзинами.[686] Теперь Евфимий нашел Савву готовым к тому, чтобы удалиться вместе с ним в пустыню на время Великого поста.

Сколь удивительные подвижники собрались вкруг этой святой обители после 470 года, в последние годы жизни Евфимия! Сам Евфимий, которому было уже за девяносто, его верный дьякон Дометиан, будущие патриархи Мартирий и Илия, Савва, Герасим, подвизавшийся в Иорданской долине, а с Герасимом молодой Кириак, которому было едва за двадцать.[687] Они отправлялись в Руву 14 января, каждый брал с собою лопатку [μικρόν σκαλίδιον] для выкапывания корней мелагры [μελάγριον напр., в «Житии Евфимия» Кирилла Скифопольского или в «Житии Кириака»; в одном из списков последнего принято написание μελιάγριον], которую святой Софроний в своей «Анакреонтике» отождествляет с «дивьим медом», которым питался святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн ακρίδες πελέν τό βρώμα μελιαγρίου τε ρίζαι.[688] Они расходились по пустыне порознь и проводили так почти всю седьмицу, в воскресенье же собирались, чтобы получить Причастие из рук Евфимия. К Неделе Ваий они возвращались в свои обители или же с букетами цветов, которые в эту весеннюю пору появляются в самых безжизненных уголках пустыни (иссохшая почва, напоенная водою, становится особенно плодородной), отправлялись на Елеонскую гору или в Иерусалим для ежегодного воспоминания событий этого дня и следующей за ним седьмицы.

Както раз, когда Евфимий повел Дометиана и Савву по берегу Мертвого моря в еще более отдаленную пустыню, Савва совершенно изнемог от жажды, и Евфимий, сотворив молитву, выкопал небольшую ямку, в которой появилась вода.[689]

14 января 473 года в лавре Евфимия вновь собрались те, кто намеревался либо проводить старца в путь, либо отправиться в пустыню вместе с ним. Но на сей раз все было иначе. Евфимий сказал им: «На эту неделю я останусь, в субботу же ночью уйду». Во вторник на вечерней службе преподобному Антонию он пригласил пресвитеров в диаконик и сообщил им о близкой своей кончине. Утром он собрал всю братию для выбора нового игумена. Братия единодушно выбрала Дометиана, однако Евфимий не принял этого выбора. Тогда они назвали Илию, уроженца Иерихона, который был экономом Нижней обители. Назидая Илию, Евфимий сказал, что он должен будет обратить лавру в киновию и заняться нужным для этого строительством, а также дал ему правила странноприимства и чин псалмопения. Он остался в диаконике и почил в ночь субботы.[690] Этой же ночью в киновии преподобного Герасима молодой Кириак, исполнявший в ту пору послушание повара, остался чистить овощи для отцов, и в одиннадцать часов вечера Герасим попросил его надеть мантию и сандалии и следовать за ним. Когда они проходили мимо Иерихона, Кириак спросил, куда они идут, и Герасим ответил ему, что в третьем часу ночи он видел вспышку молнии, сошедшей с небес на землю, которая обратилась в столп света от земли до неба, при этом ему было сказано, что он видит восходящую на небеса душу Евфимия.[691]

На похороны преподобного, на которых присутствовал и патриарх, сошлось столько людей, что воинам пришлось оттеснять толпу, и только после этого в три часа дня (в девятый час) тело его было положено во фоб и похоронено.[692]

Через семь дней после кончины своего учителя почил и Дометиан.[693]

Патриарх оставил дьякона Фиду присматривать за устройством «усыпальницы» в той самой пещере, которая стала первым пустынным прибежищем Евфимия. Ее устроение было завершено через три месяца. Вверху появился цилиндрический свод, образующая которого была ориентирована с севера на юг; рака с телом святого находилась в центре залы, а по обеим сторонам ее было приготовлено место для захоронения игуменов и святых подвижников.[694]Мы занимались раскопками этой залы в 19281929 гг. Ее выложенный плитами пол несколько раз перекладывался. Одна из плит (лежавшая лицевой стороной вниз) оказалась частью мраморной алтарной преграды. В центральной части залы плиты отсутствовали, там же была обнаружена пустая каменная гробница, в которой мог бы уместиться только совсем небольшой гроб или тело низкорослого человека. Между его основанием и небольшим алтарем, стоящим у восточной стены на незыблемом, залитом связующим раствором основании, мы обнаружили ниже уровня пола множество глиняных ламп, на одной из которых было отпечатано в обратной последовательности слово Άνάστασις — «Воскресение». На северной стороне под остававшимися на своем месте плитами были найдены семь скелетов, которые лежали друг на друге.[695]Мне не известен ни один документ, в котором говорилось бы, куда именно были перенесены мощи святого, когда в двенадцатом или в тринадцатом веке обитель была окончательно оставлена монахами.

7 мая в годовщину освящения церкви — патриарх вновь прибыл в монастырь с тяжелой каменной крышкой с закрепленным на ней серебряным сосудом, с тем чтобы положить ее на раку преподобного, окруженную мраморной преградой. Гроб был поставлен на приготовленное место и закрыт так, чтобы, как сообщается в Житии, его невозможно было открыть. [696] Далее в Житии Евфимия Кирилла Скифопольского рассказывается о том, как Евфимий продолжал управлять своей обителью уже из гробницы. Он стал подлинным основоположником «иудейского» [палестинского] монашества, которое в течение четырех последующих столетий сыграло определяющую роль в формировании восточнохристианского монашеского устава, а также в развитии литургики, церковного песнопения и догматики. Преподобный Евфимий практически неизвестен на Западе, [697] в византийских же песнопениях преподобным отцам его имя стоит вслед за именем преподобного Антония. [698]

VI. БИТВА ЗА ВЕРУ

Савва удаляется в пустыню. Кризис Халкидона. Частичное примирение на условиях Энотикона: Маркион Вифлеемский. Превращение лавры Евфимия в киновию. Петр Ивериец возвращается в Палестину. Последние годы его жизни. Его биограф Иоанн Руф. Кончина Петра в 489 г. Принятие монашества Севером. Захария Митиленский. Творения Дионисия. Первые годы MapСабы (с 478г.). Св. Феодосии и его киновия («ДейрДоси»). Монастырская администрация диоцеза. Гостиницы в Иерусалиме и Иерихоне. Рост Великой Лавры MapСабы. Новая Лавра и другие обители Саввы. Север и Савва в Константинополе. Монахи из Иудеи защищают Халкидон от Севера и императора Афанасия. Триумф Халкидона при Юстине. Кончина Феодосия. После бунта самарян Савва отправляется в Константинополь. Последние годы его жизни и кончина (532).