Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

* Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522-525, 617-618.

______________________

В заключение нашего очерка следует сделать несколько замечаний о мерах, которые принимались гражданской властью, христианскими императорами древней Церкви против зрелищ. Ибо и императоры со своей стороны действовали в том же направлении относительно зрелищ, как и сама Церковь. Церковь и государство в этом вопросе шли рука об руку. Император Феодосии Великий (IV в.) запретил устраивать зрелища в дни воскресные и в главнейшие праздники христианской Церкви. Другими законами христианских императоров воспрещено было воздвигать статуи в честь комедиантов, распорядителей игр и возничих, употреблявшихся при конских ристалищах; также возбранено было как в цирке, так и в театре делать что-либо оскорбительное для христианской Церкви; возбранено было назначать для театральных игр детей и женщин хорошего поведения и исповедовавших христианскую веру. Теми же законами дозволено было комедиантам, если они в опасной болезни приняли христианские таинства и однако же снова выздоравливали, не возвращаться к своим прежним театральным занятиям. Об императоре Анастасии (кон. V и нач. VI в.) известно, что он запретил неприличные театральные представления, которые давались юношами, переодетыми в женское платье. Знаменитый греческий император Юстиниан I (VI в.) во время правления Империей своего дяди Юстина I сделал было попытку закрыть театры во всей Восточной империи, а именно запретил пантомиму, за исключением города Александрии, но безуспешно*. С большей энергией и большим успехом велась христианскими императорами борьба против гладиаторских игр. Эту борьбу начал первый христианских император Константин Великий**. Его примеру последовал и император Гонорий (V в.). О нем церковный историк Феодорит рассказывает следующее: "Император Гонорий отменил издавна производившиеся в Риме поединки гладиаторов, и сделал это по такому поводу: был тогда некто Телемах, монах, человек подвижнической жизни. Однажды он направился с Востока и с определенным намерением пришел в Рим именно в то время, когда здесь происходило ненавистное зрелище гладиаторских побоищ; во время разгара борьбы двух гладиаторов он неожиданно бросился на арену и останавил борцов. Но зрители пришли в негодование от такого поступка, расстроившего зрелище, - в неистовстве на св. мужа они тут же побили его камнями. Когда об этом узнал Гонорий, он причислил Телемаха к победоносным мученикам и запретил гладиаторские бои"***. Событие примечательное; к сожалению, оно не привело к цели; последовало, по-видимому, только временное запрещение этих ужасных игр. Борьбу с этим жалким увеселением продолжает император Анастасий I, но опять без большого успеха. Привести это дело к счастливому окончанию удалось только императору Юстиниану****.

______________________

* Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l'empire d'orient. P. 211-212.  ** Евсевий. Жизнь Константина Великого. Кн. 4, гл. 25.  *** Феодорит. Церков. история. Кн. 5, гл. 26.  **** Chastel. Histoire... P. 283, 285.

______________________

Что касается конских ристалищ, против них не видим мер, какие употреблялись бы императорами: сами императоры были страстными охотниками до них.

Борьба христианской Церкви древних времен против увлечения азартными играми

Значение данного вопроса для нашего времени. - Понятие об азартных играх. - Азартные игры в древнем языческом мире - у греков и римлян. - Азартные игры этих народов: их происхождение; два вида игры в кости. - Игра в пешки, или шашки. - Особенная игра посредством монет. - Преимущественное распространение игр в кости. - Где они производились и степень пристрастия к ним. - Увлечение играми - в особенности в кости - некоторых древних христиан на Востоке и, главным образом, на Западе (доказательства этого). - Борьба древней Восточной и Западной церкви против этого увлечения: обличения пристрастия к играм со стороны церковных писателей того времени; прещения церковных правил против этого же явления. Содержание трактата "Об игроках", приписываемого св. Виктору, папе Римскому. - Несколько общих замечаний в виде заключения.

Наш так называемый "нервный" век, по этой ли причине или какой другой, страждет всякого рода увлечениями. Увлекается кто чем. Между этими увлечениями видное место занимает страсть к азартным играм - в виде карточной игры у нас, русских, и рулетки на Западе.

Азартными играми называются такие, счастливый исход которых для игрока зависит не от тонкости соображения, а от слепого случая, такие, которые ведутся с прямой целью наживы или выигрыша, словом, такие, которые нашими гражданскими законами воспрещено производить в публичных местах, например, клубах. Какие это игры, указывать на это не входит в нашу задачу, тем более что большинству лиц это хорошо известно.

Наша задача*

Мы не чувствуем себя призванными поучать кого-либо, но наша цель будет вполне достигнута, если кто-либо из людей увлекающихся азартными играми задумается о пагубности своего поведения и станет благоразумнее, или по крайней мере, если не знающие этой жалкой страсти найдут в наших речах некоторое подкрепление для своей благой воли**.

______________________