Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: "Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдите и видите дела Божiя, яже положи чудеса на земли (Пс. 45, 9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу"*.

______________________

* Там же.

______________________

Первый христианский император на троне римских цезарей

Влияние христианской религии на нравы и поведение человека.

- Где выступает Константин с религиозно-христианским поучением? Кто были его слушатели? Какие темы для своих поучений избирал он? - Заботы государя о религиозном воспитании своих детей, черты из жизни его семьи. - Нравственная сторона жизни Константина: личные нравственные его качества, трудолюбие и простота домашней жизни; обличение им нравственных недостатков у других; примеры человеколюбивых отношений царя; благотворительность; развлечения царя и их характер. - Как приготовляет себя к смерти Константин и как умирает? - Наименования, присвоенные ему в истории. - Влияние образа деятельности Константина на последующих византийских императоров.

"Мне стыдно было бы перед самим собой - о царе, который чтил Бога с величайшим благоговением, не сказать по силам хотя чего-либо малого и слабого".  Евсевий

Один знаменитый английский историк (Гиббон), в высшей степени талантливый ученый, но не верующий в божественное происхождение христианской религии и не признающий значения и могущественной силы за этой религией, говорит: "Добродетельная жизнь древних христиан, подобно добродетельной жизни первых римлян, очень часто охранялась бедностью и невежеством". Другими словами, по мнению указанного историка, древние христиане вели добродетельную жизнь потому, что они не имели материальных средств, чтобы доставить себе разнообразные греховные наслаждения, да и не имели по своей неразвитости и вкуса к такого рода наслаждениям.

Лучшим опровержением этого мнения упомянутого историка будет, если христианская история укажет на какое-либо знаменитое лицо, которое жило во времена древней христианской Церкви, отличалось образованностью и имело полную возможность удовлетворять всем своим, даже самым прихотливым желаниям, но которое, однако же, под благодетельным влиянием христианской религии, верно следовало правилам христианского благочестия и запечатлело свою жизнь теми же добродетелями, какими славились и бедные, и неученые люди из числа первенствующих христиан.

Нет сомнения, что христианская история может указать на много лиц, которые при всей образованности и при всем довольстве в материальном отношении, проводили добродетельную жизнь и не видели ничего заманчивого и соблазнительного для себя в разного рода наслаждениях и удовольствиях, которые можно купить за деньги, но которые противоречат долгу и обязанностям истинного христианина. Но между этими многими лицами едва ли не одно из самых видных мест следует отвести первому христианскому императору Константину Великому.

Константин прервал ряд языческих императоров, управлявших римским государством, встал на сторону христианского народонаселения Империи. Событие чрезвычайно важное во всемирной истории! Но еще важнее то, что Константин на собственном примере показал, какое могущественное действие имеет христианство на нравственное усовершенствование человека, какой коренной переворот производит в его жизни, открывая для него благороднейшие цели и давая средства для их возможного осуществления. Едва ли вследствие простой случайности Константин управлял Империей частью одновременно, частью непосредственно после таких языческих императоров, нравы которых представляют совокупность всего худшего. Кто такие были западные императоры - Максимиан, Максенций, и восточные - Галерий, Максимин и Лициний? В нашу задачу не входит характеристика этих недостойных римских императоров конца III и начала IV века. Скажем только одно: самое пылкое воображение едва ли в состоянии представить себе то, что известно о них по свидетельствам истории. Пьянство, объедение, необузданное распутство, бессмысленное кровопролитие, тирания - вот сфера, в которой вращались эти последние из языческих римских императоров. История, поставив их лицом к лицу с первым христианским императором, тем представляет разительнейшее доказательство, какие различные плоды давали две религии - древнеязыческая и новая христианская.

Церковный историк Евсевий, описавший деятельность первого христианского императора в сочинении "Жизнь Константина" и являвшийся, как он сам говорил, "истолкователем мыслей" этого государя, находит много назидательного в характере и поступках изображаемого им первого лица. "Сам Бог, - замечает историк, - показал в Константине мужа, служащего уроком благочестивого назидания" (I, 4)*. Ибо император, по словам Евсевия, "преуспевал в добродетели и изобиловал плодами благочестия" (I, 9). Историк был уверен, что его рассказ в состоянии возбудить "подражание подвигам царя и возжечь в сердце жажду христианского совершенства" (I, 11).

______________________