Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

Еще задолго до смерти Константин начал приготовляться к ней. Так, император построил в Константинополе храм в честь двенадцати апостолов. Храм был украшен двенадцатью ковчегами во славу лика апостолов, а посреди этих ковчегов была устроена гробница. Сначала оставалось неясным, зачем здесь поставлена гробница, но потом разъяснилось. Оказалось, что эту гробницу Константин воздвиг себе, еще задолго до смерти (IV, 60). Мысль о смерти стала предметом напряженного размышления для Константина, как скоро он начал чувствовать, что его конец не далек (IV, 55). А когда его постигла предсмертная болезнь, он всецело предался религиозным размышлениям. Известно, что в древние времена христианской Церкви многие принимали крещение и в зрелых летах или даже в старости. Происходило это из опасения, как бы соделанными после крещения грехами не прогневать Бога и не лишиться Его милостей. К числу таких лиц принадлежал и Константин. Впрочем, как сейчас увидим, у царя была и другая причина, побуждавшая его повременить с принятием крещения. Лишь только Константин почувствовал, что его телесные силы ослабевают и кончина его близка, он с ревностью начал изливать молитвы перед Богом, исповедовать свои грехи и учащенно преклонять колена (IV, 61). Это было в городе Елеонополе, где он лечился теплыми ваннами. Отсюда, ввиду сильного упадка сил, царь переправился в Никомидию, где и воспринял св. крещение*.

______________________

Но историк Евсевий не говорит, что Константин был крещен Евсевием Никомидийским, а ясно утверждает, что он крестился от "собора епископов" (IV, 61). Из кого состоял этот собор - неизвестно. Весьма вероятно, что в этом соборе участвовал и Евсевий Никомидийский, но едва ли ему принадлежало здесь первенствующее место: Константинополь весьма близко от Никомидии, поэтому есть все основания полагать, что патриарх столицысв. Александр приехал на собор ввиду важности дела, и занял в соборе первенствующее место. Правда, Александр был очень стар, но ведь он прожил после того еще три года, управляя Церковью. - В одном учебнике по гражданской истории (А.И. Цветкова) мы прочли известие, что Константина крестил Евсевий Кесарийский. Откуда составитель мог занять такое странное сведение? Конечно, ниоткуда. Евсевий Кесарийский тщательно отмечает, сколько раз он виделся с Константином, и не упоминает, чтобы он виделся с последним перед его смертью. Полагаем, что семинарский ученый прочел где-нибудь известие, что Константин крещен Евсевием Никомидийским, соблазнился этим, и не думая много, превратил Евсевия Никомидийского в Евсевия Кесарийского, известного церковного историка. Поступок хоть и остро-шумный, но уж никак не похвальный...

______________________

Перед крещением умирающий император сказал речь такого содержания: "Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь как о времени спасения. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться к спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордана, где в образ нам принял крещение сам Спаситель; но Бог, ведающий полезное, удостаивает меня этого здесь". Приняв крещение, Константин "ликовал духом, обновился и исполнился радости и живо почувствовал действие благодати". Он "оделся в царскую одежду, блиставшую подобно свету (белую), и опочил на ложе, покрытом белыми покровами, а багряницы - этого царского отличия - не хотел уже касаться" (IV, 62). Потом "возвысив голос, он вознес к Богу благодарственную молитву и в заключение сказал: теперь я сознаю себя истинно блаженным; теперь я достоин жизни бессмертной; теперь я верую, что я приобщился божественного света". Константин скончался в день Пятидесятницы, 337 года (IV, 63-64).

Еще при своей жизни Константин получил в христианской Церкви наименование равноапостольного; это наименование с тех пор навсегда упрочилось за ним в христианской истории (IV, 71). А жизнеописатель Константина, церковный историк Евсевий, воздал ему честь, наименовав его "Великим"*. С этим именем Константин известен во всемирной истории. Кроме того, Евсевий дает ему другие почетные названия, например: "чудо царь" (III, 6) и т.д.

______________________

* Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 1.

______________________

Константин Великий является самым типическим лицом из числа христианских византийских монархов. Все, в чем проявляется религиозность первого христианского императора, в чем выражалась его христианско-нравственная жизнь, в чем обнаружилась его любовь к Церкви и преданность священноначалию, - все это стало с тех пор образцом для подражания преемников Константина на византийском престоле. И хотя ни один из последующих византийских венценосцев не повторил своей жизнью и деятельностью Константина, не сделался таким полным воплощением религиозно-нравственного духа христианского, каким был первый византийский монарх, но многие из них, несомненно, шли по его стопам, подражая в большей или меньшей мере первообразу истинно христианского царя. Усвоить те или другие черты религиозно-нравственной жизни Константина было задушевным стремлением лучших византийских монархов. Такие византийские императоры, как Феодосии Великий, Феодосии Младший, Маркиан и особенно супруга его Пульхерия, Юстиниан Великий, Маврикий, Константин Погонат, Ирина, Феодора (IX в.), Василий Македонянин, Лев Мудрый, Константин Порфирородный, Алексей I Комнин - были, по мере возможности, носителями и выразителями религиозных свойств основателя восточной столицы Римской империи. Некоторых из упомянутых нами византийских царей и цариц, как известно, Церковь причислила наравне с Константином Великим к лику святых. Идеал истинно благочестивого христианского царя нераздельно слился в сознании позднейшей истории с именем равноапостольного Константина; поэтому, когда хотели похвалить какого-либо византийского государя, то всегда говорили: "Он - второй Константин". Так возглашали отцы Четвертого Вселенского собора, желая почтить благочестивую деятельность императора Маркиана.

Язычество и христианство по их влиянию на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV веков

(Исторический очерк)  Задача и цель этого очерка. Благожелания и напутствия, с какими отправляли язычники и христиане в школы своих детей; разность благожеланий и напутствий языческих и христианских; стремления, с которыми языческие и христианские юноши поступали в школы, и разность этих стремлений. - Характеристика преподавателей языческих школ; непривлекательные стороны учительского персонала этих школ; приятную противоположность представляли христианские наставники в своих школах.

- Дисциплина языческих школ: распущенность и беспорядки в школах: отчего они зависели и к чему приводили? Христианские юноши сами для себя создают правила дисциплины и верно следуют им; заботы христианских императоров о водворении правил доброго поведения в школах. - Нравственное состояние языческих школ: печальная картина нравов языческих школьников; противоположная картина нравов христианских школьников; пример дружбы христиан и сотоварищей по школе. - Плоды школьного образования христианских юношей: их высокое умственное развитие, твердость в убеждениях, сила воли, строгость жизни. Насколько во всем этом христианские юноши разнились от своих сотоварищей язычников? - Послесловие.