Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

______________________

* Там же. Гл. XXVII.

______________________

"Нужны ли еще доказательства, - заканчивает свою речь против театра Тертуллиан, - для убеждения истинных служителей Божьих, возгнушаться всем тем, что принадлежит к зрелищам, так как все это противно божественному их Учителю".

Другой писатель середины III в. св. Киприан, еп. Карфагенский, восстает против театра с неменьшей силой. Он оценивал по их нравственному влиянию не одни комедии и трагедии, но и все другие представления, какие давались на театральных подмостках. Все они, по Киприану, ведут к одному и тому же - нравственному растлению. Предостерегая христианина от удовольствий, доставляемых театром, Киприан пишет: "Когда я коснусь бесстыдных шуток сцены, то мне стыдно и передавать о том, что там говориться, стыдно и осуждать то, что там делается, осуждать строфы из басен, хитрости прелюбодеев, бесстыдство женщин, шутовские игры гнусных скоморохов, даже самих почтенных отцов семейств, то приходящих в оцепенение, то высказывающих любострастие, во всем оглупевших, во всем бесстыдных. И несмотря на то, что негодяи (комедианты), не обращая внимания ни на происхождение, ни на должность, никому не дают в своих словах пощады, - несмотря на это, все спешат на зрелище. Находят удовольствие в том, чтобы видеть общее безобразие. Сходятся в этот дом публичного бесстыдства, в это училище непотребства для того, чтобы и тайно совершать то, что изучается публично; среди самих законов учатся тому, что воспрещается законами. Какая срамота в самих состязаниях! Мужчина лежит под мужчиной, бесстыдно обнявшись и сцепившись друг с другом. Высматривают, кто победит, но, прежде всего, побежден уже стыд. Вот, один, нагой, скачет перед тобой; другой с напряженным усилием бросает вверх медный шар; не слава это, а безумие". "Даже те из женщин, которых несчастье довело до рабства непотребству, в публичном месте скрывают свое распутство и предаются наслаждению похотью только тайно; стыдятся показать себя открыто даже те, которые продали свой стыд! А между тем, такое же публичное позорище совершается перед очами всех, и совершающие это опережают непотребство бесчестных женщин. Допытались даже, как бы совершать любодеяние на глазах других!" "Потому-то верующие христиане, - внушает св. отец, - должны убегать от этих столь пустых, пагубных и нечестивых зрелищ: надо блюсти от них и зрение наше, и слух. Мы скоро привыкаем к тому, что слышим и видим. Ум человеческий сам по себе склонен к порокам. Что же он сделает сам с собой, если будет иметь скользкие образцы чувственной природы, которая охотно предается пороку? Да, нужно удалять душу от всего этого". "Что делает на этих зрелищах христианин, верующий, которому непозволительно и помышлять о пороках? Какое удовольствие находит в изображениях похоти, способных довести его до того, что и сам потеряв здесь стыд, сделается более отважным на преступления? Приучаясь смотреть, он приучается и делать"*.

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343-346.

______________________

Христианский писатель начала IV в. Лактанций, сравнивая гладиаторские игры и театр по их влиянию на нравственную природу человека, более вредным считает влияние театра. Этот талантливый писатель в немногих словах, в которых он выражает свой взгляд на театр, высказывает много тонких наблюдений и глубоких соображений. "Не знаю, - пишет он, - разврат театральный не преступнее ли разврата, происходящего от зрелища сражений. Комедия чаще всего представляет более распутных молодых девиц, подвергшихся соблазну, нежели женщин замужних, преданных любви. Чем с большим искусством и приятностью поэты описывают эти беспорядки, тем глубже их мнения укореняются в уме, и тем сильнее их заблуждения запечатлеваются в памяти. Трагедии не заключают в себе ничего иного, кроме отцеубийств и прелюбодейств злых государей. Бесстыдные телодвижения актеров внушают одно сладострастие. Представляя мнимые блудодеяния, они учат творить их действительно. Каких впечатлений не оставляют эти грязные представления в уме молодых людей, когда они видят, что весь свет присутствует там без зазрения совести! Вожделение, входящее скорее через глаза, нежели через другие чувства, зажигается в их сердце. Они одобряют мерзости, смеясь над ними; после чего как молодые люди, чью невинность не должно развращать, так и старики, которые не в состоянии уже грешить, возвращаются домой еще более развратными, нежели когда отправлялись в театр. Следовательно, - заключает христианский учитель, - надо избегать всякого рода зрелищ, дабы они не вселяли беспокойных волнений в души и дабы прелести сладострастия не отвлекали нас от служения Богу и от исполнения добрых дел"*. Таким образом, и по воззрению этого писателя театр служит одному развращению нравов.

______________________

* Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20.

______________________

Церковные писатели IV и V в. говорят о театре с таким же негодованием, как и писатели более ранние, и это совершенно естественно. Хотя с началом IV в. государственная власть переходит в руки христианских императоров, однако же театры, как мы заметили об этом в свое время, мало чем улучшились в сравнении со временами языческих императоров. А христиане со своей стороны не только избегали театров, но еще более пристрастились к ним. В этом отношении они ничем не отличались от язычников. Из писателей IV в. приведем воззрения на театр св. Василия Великого и св. Кирилла Иерусалимского. Их основная точка зрения на предмет остается той же, какой она была у прежних церковных учителей. По суждению св. Василия, театр есть "училище распутства". "Есть города, - говорит он, - в которых жители с раннего утра до глубокого вечера насыщают взоры всякого рода представлениями кудесников, и сколько ни слушают каких-нибудь нескромных и неблагочинных песен, от которых в душах зараждается много бесстыдства, однако, не могут их наслушаться. Многие даже почитают таких людей счастливыми, потому что они, оставив торговлю или занятие ремеслами, необходимыми в жизни, в праздности и забавах проводят определенное им время жизни, не зная, что позорище, обильное нескромными зрелищами для присутствующих в нем, служит общим и народным училищем распутства, и что самые стройные звуки свирелей и блудные песни, запечатлевшись в душах слушателей, не побуждают ни к чему иному, как только к бесчинству"*. Внушения св. Кирилла относительно театра кратки. Обращая речь к новообращенному христианину, он так убеждает его: "Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Страсть к зрелищам есть дьявольская гордыня"**.

______________________