Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

Замечательное единство воззрений на театр господствует у христианских писателей древней Церкви!

Остается изложить еще мысли христианских писателей относительно конских ристалищ, одного из распространенных развлечений в древности. Суждения их об этом вообще снисходительны. Это и понятно. На скачках, если не научишься ничему хорошему, то и не выносишь вредных впечатлений. Отцы Церкви осуждают посетителей конских ристалищ за то, по преимуществу, что любовь к подобным зрелищам показывает в них пустоту души, желание убить время, которое могло бы быть употреблено на что-либо лучшее. Правда, эта мысль довольно общая, ее можно приложить и ко всяким другим зрелищам, но глубоко справедливая. Посещают с особенной охотой зрелища только лица, лишенные внутреннего содержания, чувствующие скуку, как скоро им приходится оставаться самим с собой.

Св. Киприан не может надивиться, каким образом такое ничтожное дело как конские скачки могут так интересовать разумного человека и в особенности христианина. "Сколько пустоты в этих состязаниях! - пишет он. - Спорить из-за цветов, препираться в беге на колесницах, домогаться почестей, радоваться, что конь был быстр, сокрушаться, когда был очень ленив, считать лета скотины по временам консулов, изучать ее возрасты, обозначать поколение, припоминать самых дедов и прадедов, - какое во всем этом пустое занятие! Или лучше скажу, как гнусно и бесчестно выслушивать перечисляющего на память все поколение лошадиной породы и без ошибки с великой скоростью пересказывающего все это! Но спроси его, - справедливо замечает св. отец, - о предках Христовых: он их не знает, и знать было бы для него большим бременем"*. Св. Василий Великий со своей стороны свидетельствует, что некоторые любители скачек до того увлекались ими, что и ночью бредили о рысаках и возничих. "Страстные охотники до конских ристалищ и во сне состязаются о конях, перепрягают колесницы, переменяют возничих, и вообще даже в сонных мечтаниях не покидают дневного безумия"**. Этих любителей скачки доводили, значит, просто до сумасбродства. Св. Иоанн Златоуст также порицает недостойное христианина увлечение скачками, находя, что в этом случае христианин роняет свое звание в глазах иноверцев. "

Как теперь, скажи мне, можем заградить уста язычникам и иудеям? Как станем вразумлять и убеждать их обратиться к благочестию, когда они видят, что единомыслящие нам смешиваются с ними на этих всякой мерзости исполненных зрелищах?"***

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342.  ** Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62.  *** Св. Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193-195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии).

______________________

Вместо зрелища цирка, театра и ристалищ, опасных для нравственности и, в крайнем случае, бесполезных, христианские пастыри древних времен внушают обращать внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. Чистое наслаждение зрелищем природы - вот театр для христианина, по учению св. Киприана. "Христианин, если только пожелает иметь гораздо лучшие зрелища, он имеет истинные и вполне полезные удовольствия. Не стану упоминать о том, что пока нельзя еще созерцать; но он имеет перед собой ту красу мира, какую можно видеть и удивляться ей.

Эти-то, говорю, и другие дела Божьи должны составлять зрелище для верных христиан. Какой театр, построенный руками человеческими, может сравниться с этими делами? Пусть он будет построен из великих груд камней, но гребни гор выше его; пусть потолки его сияют золотом, но блеск звезд совершенно затмевает их"*. Вот ответ св. отца тем, кто сказал бы, что нельзя же проводить жизнь без каких-либо удовольствий!

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346.

______________________

IV

Канонические постановления о зрелищах; пояснение их. - Меры христианских императоров против зрелищ.