Древнехристианские и оптинские старцы

В Новом Иерусалиме владыка Трифон продолжил возложенный на него труд архипастырского служения. Он совершал литургии во всех монастырских храмах и приделах (а их общим числом 40), возобновил некоторые приделы, выступал с чтениями и лекциями, на свои средства отремонтировал некоторые храмы, гостиницу для паломников, построил школу.

Через год, осенью 1916 г., он опять уехал на фронт, на этот раз - на румынский. Возвратился он в Новый Иерусалим в 1917 г., по всей видимости,

==14

==15

потрясенный произошедшим переворотом. После этого владыка совсем отошел от управления Церковью, даже не принял участия в Поместном Соборе 1917-1918 гг., редко выезжал из монастыря. В 1918 г. он ушел на покой в Донской монастырь, но вскоре перебрался к сестре и последующие годы жил в Москве, у родственников и духовных чад, скитаясь из дома в дом. В Москве владыка служил во всех храмах, куда его приглашали, но чаще всего в Никитском монастыре, на Афонском подворье и в Знаменской церкви на Знаменке, в Шереметьевском переулке, где пели многие замечательные артисты, такие как A. B. Нежданова, Н. С. Голованов его духовные чада. Сам обладая поэтическим мировосприятием, он всегда тонко понимал художественные натуры. Многие актеры и художники пользовались его духовными советами.

Знаменательным событием в жизни послереволюционной Москвы была последняя служба в Успенском Соборе Московского Кремля на Пасху 1918 г., которую возглавлял епископ Трифон. Вероятно, это событие побудило художника Павла Корина написать портрет митр. Трифона в красном пасхальном облачении. Этим портретом началась серия эскизов к «Руси уходящей», главному произведению художника 1.

В 1923 г. владыка Трифон был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Святитель Ти-

' Паламарчук П. Сорок Сороков: Т. 1. M., 1992. С. 43.

==16

χοη любил владыку Трифона и часто приглашал его служить с ним вместе. На отпевании Патриаха Тихона владыка Трифон произнес слово, в котором говорил о том, что все мы должны нести крест, но одни его несут скорбя и плача, а другие, как Патриарх Тихон, несут его благодушно. «Что такое благодушие? - продолжал владыка, - Оно предполагает высокие качества души: кротость, смирение, полную покорность воле Божией, пламенную любовь ко всем людям, к добрым и злым, друзьям и недоброжелателям; и все эти качества, озаряемые благодатью Святаго Духа, - как результаты и награда непрестанной молитвы<..·>И когда я вспоминаю о нем - а я буду до конца дней его вспоминать, - мне будет рисоваться его доброе, милое лицо. озаренное любовью и лаской, его чудные очи, сиящие светом любви<…>» 1.