Orthodoxy and modernity. Digital Library

Но если бы даже и удалось безбожникам или неоязычникам, отказывающимся от Евангелия только потому, что оно налагает узду на наши распущенные нравы, если бы удалось кому-нибудь построить новую жизнь без Христа и Евангелия, то нам, христианам, следовало бы от нее отказаться, ибо, по слову Христову, горе тому человеку, который приобретет весь мир, а душу свою погубит.

Слышите, что Ангел, несший вечное Евангелие, возгласил громким голосом! "Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, поклонитесь сотворившему небо и землю, ибо наступил час суда Его!" (Откр. 14:7).

Никто от будущего страшного суда не укроется: и тот, кто любил Христа, и кто боролся против Него; кто говорил, что Христос - это солнечный миф, и тот, кому Он "мешал жить"; все без исключения предстанут пред Ним, нелицеприятным Судией, и тогда воздается каждому по делам его (Откр. 20:13).

Посему-то будем держаться всем сердцем Христа, упования нашего, и евангельскую повесть о Нем будем любить больше всех слов человеческих, ибо Это - "глаголы жизни вечной" (Иоан. 6:68). Аминь. Тараскон на Арьеже, 1942 г.

"Господи, умножь в нас Веру!"

В несчасте, которое стряслось над Францией, и мы с вами будем иметь нашу долю. Когда хозяевам хорошо, то и гости благодушествуют; когда хозяева богаты, то и работники едят хлеба вдоволь. Но как сейчас Глава правительства предупредил всех, что жизнь будет трудная, то нам остается только сказать, что гораздо труднее и тяжелее она будет для нас, видевших Францию в годы ее благополучия, а теперь готовых разделить с нею ее несчастье.

Не будем и пытаться угадать, как пойдет жизнь и какия скорби нам придется претерпевать. Как воин, готовя себя к войне, не задумывается много над тем, на каком фронте ему придется воевать и кого иметь своим противником, но готовится мужественно встретить любого врага на любом фронте, так и нам нет нужды вдаваться в подробности, а следует готовить свою душу к встрече со всякими трудностями жизни.

Вам, слышащим за каждым Богослужением: "Всю жизнь нашу Христу Богу предадим!" легко понять, что закалить мужеством свою душу и делать ее непоколебимой, какия бы испытания ни послал нам Господь, можно только всецело предавшись в волю Божию, на Него возложивши всю надежду, от Него ожидая и утешения и избавления.

В грядущие дни недостаточно будет той веры, с которой живет большинство людей: только знать и верить, что Бог есть. Понадобится полное доверие к Богу, к Его о нас заботе; нужна будет такая доверчивость к Богу, какую имеет ребенок к матери. Ребенок на руках у матери чувствует себя в полной безопасности. Он не столько знает умом, сколько чувствует всем своим существом, что мать его любит и защитит от любой опасности. Нам нужно дойти до этого чувства в отношении к Богу. Крепкая вера нужна для этого!

Однажды апостолы плыли по озеру; началась буря, так что лодка покрывалась волнами, а Господь спал на корме. Ученики будят Его: "Господи, спаси нас - погибаем!" Казалось бы, чего бояться, имея Господа с собою в лодке! А все таки апостолы боялись, ибо еще не были крепки в вере. Господь так им и сказал: "Что вы так боязливы, маловерные?"

И мы будем всегда чувствовать себя в опасности, будем малодушествовать, бояться, унывать, если не будем иметь крепкой веры и надежды на Бога.

Но как же эту крепкую веру получить, от кого позаимствовать? Вера - внутреннее убеждение и получить ее со стороны, от кого-нибудь нельзя. Помните, как апостолы просили: "Господи, умножь в нас веру!" Или как отец мальчика, одержимого бесом: "Господи, помоги моему неверию!" Значить, вера должна быть в душе человека, а Господь только может умножить ее, помочь ей окрепнуть.

Вы все одним своим присутствием показываете вашу веру. Если ее было достаточно в дни благополучия, то ее может оказаться мало для жизни в скорбях. Боюсь, как бы кто из нас не потерпел кораблекрушения в вере, не сталь бы роптать на Бога, не усум-нился бы в Его бытии или благости. Чтобы не случилось ни с кем из нас чего либо подобного, подумаем и позаботимся об укреплении веры.