Orthodoxy and modernity. Digital Library

В недавно вышедшей газете "Борьба за Церковь" были напечатаны сравнительные таблицы роста антирелигиознаго движения в России за последние годы. При взгляде на них страшно становится за душу русского человека. Она отравляется ежедневно и систематически шествиями, маскарадами, речами, плакатами, листками. Размножение безбожной литературы близко к тому, что скоро не будет уголка в России, где не было бы ячейки безбожников, куда не проникла бы их литература. Их председатель даже похваляется, что с концом пятилетки наступит и конец религии. Жутко становится от такой похвальбы. Жутко потому, что конец религии - страшная вещь. До большевизма можно было говорить: "Жалок тот, кто потерял Бога". Теперь же мы по опыту знаем, что не жалок, а страшен человек, потерявший Бога. Вместо Бога, диавол поселяется в таком человеке и творит руками его злодеяния неслыханные. Если сравнительно незначительная кучка коммунистов-безбожников держит в рабстве всю Россию, издеваясь и муча беззащитный народ, то сколь великия бедствия она способна будет причинить, если благодаря непрекращающейся и все усиливающейся пропаганде эта кучка изуверов будет иметь на своей стороне не только большинство населения русского, но и многих последователей в других странах!

Антирелигиозная пропаганда идет по двум главным направлениям: прежде всего она стремится завербовать таких людей, у которых уже нет Бога в душе. Они составляют союз воинствующих безбожников, готовых на всякую гадость в отношении верующего человека. И во-вторых, - она всеми, какия только можно придумать, мерами стремится вытравить, заглушить чувство Бога у других.

Прочтите описания антипасхальных кампаний - там и спектакли в часы заутрени, самые гнусные маскарады, пьяные шествия с криками, песнями и музыкой. В храмах слышатся слова: "Аде, где твое жало? Смерть, где твоя победа?" а на улице верующие своими глазами видят это жало ада и чувствуют на себе дыхание смерти.

Чтобы не соблазниться, видя зло торжествующим, чтобы остаться в церкви со Христом, а не выйти и не смешаться с безбожной толпой, - для этого нужна не наша слабая вера, колеблющаяся и непостоянная, а вера первых христиан.

Так вот, други мои, что творится на Святой Руси. Верно слово Господа, что силы ада не одолеют Церкви. Можно не бояться, что безбожники искоренят веру. Но можно и должно скорбеть, видя, как миллионы людей вместо того, чтобы любить Господа и служить Ему, покланяются диаволу и ему служат. Если мы, по чувству христианской любви, сочувствуем и жалеем человека, потерявшего какую-нибудь дорогую для него вещь, то как не скорбеть о тех, кто потерял веру в Бога, кто отвратился от Него, кто сочетался с диаволом, чтобы вместе с ним и муки вечныя принять?

Наш долг поминать в молитвах наших не только здесь в церкви, но и дома всех, страждущих под игом лютые работы в отечестве нашем. Любовь христианская должна подвигать нас на молитву о даровании сил народу нашему к перенесению скорбей, к укреплению веры. Это наша первая обязанность. В отношении живущих в России мы ничего иного и предпринять не можем.

Вторая же наша обязанность будет в отношении самих себя. Ведь никто из нас не может сказать, с кем бы он был, если бы жил сейчас в России со Христом, или против Него. Кто может поручиться за себя, что он, подобно ап. Петру на дворе у Каиафы, не скажет: "Не знаю Человека сего"; особенно когда будет спрошен врагами Христа. До нас с вами еще не достигло это разделение, это решительное время, когда нужно определенно стать на какую-то одну сторону. Мы можем еще быть полу-христианами - служить и Богу и маммоне в одно и то же время. Но, други мои, это состояние ненормальное, эта теплохладность противна Богу.

Ангелу Лаодикийской церкви, говорится в Апокалипсисе, - напиши так: "Знаю твои дела - ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч, но так как ты тепел, то я извергну тебя из уст Моих. Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".

Не таковы ли и мы - нищи, несчастные и жалкие, не горячие и не холодные в отношении к Богу. Мы - не безбожники, но и не мученики за веру. В обыденной жизни редкий из нас поступится мирским для Бога. Возьмите любой случай, когда приходится делать выбор, поступить ли по заповеди, или по обычаю мирскому: пойти ли в церковь, или остаться дома в дурную погоду? Взять в руки Евангелие, или какой-нибудь роман (в праздничный день)? Бесконечное количество случаев в жизни, когда можно поступить хорошо - по Божьи, или хуже - по мирски. И во всяком таком случае прежде чем совершить дело, размыслите, с Богом ли вы, делая его, или против Бога! Говорю все это к тому, что только таким испытанием каждого своего поступка человек может настроиться на жизнь по-Божьи.

Безбожной пропаганде в России верующий народ протиивостоит самой своей жизнью, не похожей на жизнь атеистов. Кто живет по-Божьи, тот борется с безбожием не словом, а самым делом. Но не только для сущих в России, но и для нас с вами настало время борьбы. Безбожие ширится, - на каждом христианине, по тому самому, что он носит имя Христово, лежит долг не только веровать во Христа, но и бороться за веру в Него. И наша борьба теперь, пока мы еще не столкнулись лицом к лицу с безбожниками, должна вестись на внутреннем фронте, на фронте искоренения своих греховных привычек и жизни по заповедям Христовым. Аминь.

О "Наказаниях Божиих"

(Франция, 1940 г. по заключении перемирия).

В эти дни, насыщенные не только скорбями, слезами и страданиями, но еще больше предчувствием чего-то ужасного, какой-то непоправимой беды, которая готова обрушиться на Францию и поразить все ее население, включая и нас, невольных соучастников в ее горькой участи, - в эти дни трудно встретить человека, который не говорил бы о причинах случившейся катастрофы. Их все ищут и с легкостью находят причину, то в недостатке дальновидности, то во всеобщем легкомыслии, то в недостаточном вооружении, нехватке людей, то в отсутствии союзников, друзей. Одни называют это наказанием Божиим, другие, наоборот говорят: "Где же Бог и почему Он допускает совершаться такому несчастию?" Это последнее говорят люди маловерующие или и совсем неверующие, но вдруг вспомнившие о Боге только для того, чтобы произнести хулу на Него. Мы сегодня этого мнения людей неверующих касаться не будем, а побеседуем о "наказаниях Божиих".