Orthodoxy and modernity. Digital Library

В заключение можно сказать, что иконописный облик Христа, в котором чувствуется желание художника как можно дальше уйти от сходства с живым человеком, является наиболее приемлемым. Пред иконой можно молиться, ибо она уводит душу "горе", оставляя не только житейския попечения, но и всякое земное мудрование "долу". А желание сделать Христа лидером современного человечества, наградив Его чертами сильной личности, лишь свидетельствует, что люди забыли о Его Божественности и о жизни будущего века, где только и могут исполниться лучшия желания человеческаго сердца.

Что такое "Первородный Грех?"

Бог сотворил человека по телу совершенным, по душе-безгрешным.И не было ни страданий, ни болезней в раю. Не было и смерти. Все это появилось позже

Бог сотворил человека по образу Своему и подобию и, можно сказать, что свобода, которою наделил Бог человека при его творении, есть один из лучших даров Божиих. Но свобода, чтобы проявиться, предполагает существование закона-заповеди, которой чело-век может следовать или не следовать. Такая заповедь и была дана первым людям: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него".

Итак, наши прародители имели свободу выбора, могли исполнить заповедь Божию и могли нарушить ее. Предоставленные самим себе, естественному влечению своей воли, они, без сомнения, могли находить высшее счастье в исполнении заповеди Божией. Но диавол позавидовал их счастью и соблазнил их. Он сказал Еве: "Подлинно-ли сказал вам Бог не есть ни от какого дерева в раю?" На что Ева ответила: "Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". Тогда диавол сказал Еве заведомую ложь:

- Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему, и он ел.

Так совершилось грехопадение наших прародителей. Непослушание, недоверие к Богу, легкомысленная доверчивость к словам искусителя, даже некая тень самомнения ("А почему бы нам и не попробовать от этого дерева? ") - вот мотивы, подтолкнувшие Адама и Еву на грех.

"Не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло"! Как это соблазнительно! Какой тонкий яд пущен в душу прародителей! И они не устояли, они склонились своей волей к нарушению заповеди Божией, избрали зло.

Не то же ли случается и теперь? Какие тонкие яды разлиты в окружающей нас жизни! Как много соблазна вокруг нас! И приходит он часто от самых близких к нам людей. Достаточно насмешки наших друзей, какого-нибудь их замечания, чтобы мы оставили привычку, которой научились от родителей, Для молодежи родительское слово иногда стоит гораздо меньше, чем товарищеское; и всего чаще они поступят вопреки воле родителей, лишь бы не прослыть в товарищеской среде "послушным мальчиком". Достаточно иногда бывает одной сектантской брошюрки, чтобы мы стали критиковать свою Церковь и пренебрежительно относиться к Ее учению и наставлениям.

И много еще можно привести примеро, когда воля человека склоняется ко злу, покоряясь обману, обольщению лживых приманок. Все это началось в раю и будет продолжаться до скончания века.

Грех Адама и Евы не остался без наказания. Были они друзьями Божьими, а теперь лишились этой дружбы. Уже от одного этого их природа подверглась порче. И кроме того на каждом из них отяготело собственное наказание. Еве сказано: "В болезни будешь ра-ждать детей, и муж будет господствовать над тобою". Адаму же: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей и в поте лица твоего будешь есть хлеб".

Адам и Ева - родоначальники человечества. Как каждый отец семьи может передать своим детям здоровье и богатство или бедность и болезнь, так наши прародители передали своим потомкам то, что сами имели. Когда отец трезв, предприимчив, заботлив, детям от этого хорошо. Но если у отца противоположные качества, дети будут страдать. Это - закон жизни. И мы все несем теперь на себе наказание, которому подверглись наши прародители; равно как мы имели бы чудную награду и пользовались счастьем райской жизни, если бы Адам и Ева пребыли верными данной им заповеди.