Orthodoxy and modernity. Digital Library

Пост

В прошлый раз я говорил вам о молитве, о том, что молитва должна быть первым делом у христианина. Но вот сегодня вы слышали в Евангелии, что рядом с молитвой поставляется пост. На вопрос учеников, почему они не могли изгнать беса, Христос сказал, что сей род нечиистых духов изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). Значит, и пост дело немаловажное; молитва без поста как бы недостаточна; значит, пост и молитва суть два дела неразделимых.

Когда 40-дневный младенец Иисус был принесен в храм, то Его встретили старец Симеон и Анна пророчица. Про эту старицу-вдову евангелист говорит, что она служила Богу постом и молитвою день и ночь.

В книге Деяний апостолов говорится про ап. Павла и Варнаву, что они, обходя церкви и рукополагая пресвитеров, при расставании молились с постом, предавая устроенные христианския общины Господу.

Этих мест Св. Писания достаточно, чтобы сказать, что молитва и пост неразделимы; это, как две руки у человека: помогая друг другу, оне делают одно и то же дело.

Если бы кто-нибудь заявил: "Мне не нужна вторая рука: я обойдусь и одной!" что бы вы на это сказали? Разве не назвали бы такого человека неразумным, рехнувшимся? А между тем, смотрите, сколько теперь христиан, которые от молитвы не отказываются, а пост оставили. Пусть, мол, постятся монахи, священники, а нам некогда, мы и без поста как-нибудь спасемся. Не похожи ли эти отрицатели поста на того, кто решил обходиться одной рукой?!

Други мои! Если бы пост придумали люди, то, пожалуй, можно было бы сомневаться в его необходимости, можно было бы думать, что он когда-то был полезен, а в наше время - бесполезен. Но ведь пост не людьми учрежден, а Богом. Первая заповедь о посте дана в раю: есть все, кроме как от древа познания добра и зла, - это и было для первых людей постом. В Новом Завете Господь Иисус Христос постился, Иоанн Креститель был постник, постились его ученики. Иудеи упрекали Господа, что Его ученики-апостолы не постятся, но на это Господь сказал им, что когда отнимется у них Жених, т.е. по отшествии Господа Иисуса Христа на небо, и они будут поститься. И действительно, ап. Павел о себе говорит, что он часто был в посте, а коринфских христиан он же увещевает упражняться в посте и молитве (I Кор. 7:5). От времен Христовых, от времен апостольских Церковь и держит заповедь о посте, научая всех в дни поста упражняться в воздержании. Но вопреки этому церковному научению одни считают, что поститься должны только говеющие, а другие думают обойти эту ясную заповедь о посте словами Господа, что не то оскверняет человека, что входит в него.

Верно ли, что не грешит человек, вкушая скромную пишу в пост? Скажем сразу: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и все, живущее на ней". Все на земле - Божье: и мы с вами, и животные, и птицы, и рыбы, и зелень, так что, что бы мы ни вкушали, все хорошо и чисто и не оскверняет человека, как и ап. Павел засвидетельствовал: "Все освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:5). Сейчас многое считается негодным в пищу, но возьмем то время, когда Господь сотворил мир; тогда все было чисто и прекрасно, все "добро зело". И все таки первые люди согрешили ничем иным, как вкусивши от плодов. Как же это могло случиться? Каким образом вкушение чистых плодов привело ко греху и к смерти? Случилось это потому, что Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Не яблоко осквернило их, а непослушание.

Так и теперь, кто не хранит поста, тот презирает заповедь Божию, оказывается ослушником Церкви и оскверняется и грешит, вкушая в пост чистую саму по себе пишу. И напрасно такой христианин думает оправдаться словами Господа, что входящее в уста не оскверняет человека.

Итак, все чисто и прекрасно, но нет ничего прекраснее послушания. Как для матери нет никого милее послушнаго ребенка, так для Церкви нет никого милее, как ходящие в послушании, живущие по заповедям Ея. Аминь.

2-я Неделя Великого Поста

Великий пост есть нарочитое время покаяния. Есть у нас и другое посты. Церковь зовет и в эти посты к покаянию, ко мало кто слышит ее голос. Почему-то считается достаточным попоститься, поговеть Великим постом, один раз в году.