Orthodoxy and modernity. Digital Library

Зависть (в Неделю о слепом)

Когда благоразумный человек берется за обработку земли, то, приготовляя ее к посеву, перекапывая ее, он старается очистить ее от сорных трав. И в этом деле его благоразумие особенно будет видно, когда он не верхушки плевел сорвет, но пойдет в глубину, доберется до корней и, не жалея времени, ни усилий, вырвет их и выбросит, чтобы они засохли и погибли, чтобы ему уже не нужно было снова так трудиться и чтобы посеянное доброе семя могло свободно расти и принести плод.

Господь наш Иисус Христос в притче о сеятеле сравнил душу человека с землей, в которую сеется семя - слово Божие, и смотря по тому, на какую почиву попадает, приносит соответствующий плод.

Душа - это почва, а сердце - это глубь души, где рождается все доброе, но и все дурное в человеке. Если душу свою человек воспитал в смирении, в кротости, в доброте, в милосердии, в любви, то это выльется в его поступках, в словах, во всем поведении. Как доброе дерево не может не приносить добрых плодов, так человек, имеющий добрую, чистую, христиански настроенную душу, не может не проявлять себя во внешней жизни иначе, как добрыми делами. И все его добрые дела будут лишь проявлением его внутренней доброты.

Точно то же, но с иной стороны, можно сказать и о человеке, который небрежет о своей душе, не заботится о ее чистоте, предоставляет грехам и страстям свободно расти и развиваться в ней. Душу такого человека можно сравнить с полем, которого много лет не касалась лопата благоразумного земледельца. Оно рождает лишь плевелы и всякий бурьян. Так изнутри, из сердца человека, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мр. 7:21-22).

В сегодняшней беседе из этих грехов и страстей мы коснемся одной лишь зависти. О ней именно можно сказать - вот страсть, которая если гнездится в сердце человека, рождает там целый поток злых чувств и помышлений и чрез них выходит наружу. И очень часто нелегко бывает увидеть за этими проявлениями зависти ее саму, так что нужно сделать некоторое усилие, чтобы заметить эту родительницу весьма постыдных душевных настроений, выливающихся наружу то в словах, а то и в поступках.

Сегодняшнее Евангельское чтение об исцелении слепорожденного дает яркий образец того, как зависть в завистливых людях нарушает нормальную душевную деятельность и ведет от одного греха к другому.

Господь сотворил явное чудо - исцелил слепорожденного, которого все знали отлично. Простые люди, соседи и все, видевшие его прежде, только удивлялись и хотели знать Того, Кто совершил такое чудо. Но когда повели этого бывшего слепца к фарисеям, то между ними сейчас же возникла распря: одни говорили про Спасителя, что Он не от Бога, ибо не хранит субботы, а другие, - как может человек грешник творить такия чудеса? Зависть породила распрю. Мы знаем, что фарисеи завидовали Иисусу Христу, завидовали тому влиянию, какое имел Христос Спаситель на народ. Народ прославлял Его и всюду большой толпой сопровождал Его, а они, мнившие себя наставниками народа, достойными всякого внимания и почета, оказались одни, без слушателей, без паствы. И в душе у них появилась зависть к Спасителю. Она ослепила их, так что они, видя исцеленнаго и зная, как произошло это чудо, не поверили, а позвали родителей его. Когда родители подтвердили, что это их сын, действительно родившийся слепым, то фарисеи и тут не убедились и не воздали славы Богу. Зависть к Иисусу Христу толкнула их дальше: они, будучи учителями народа, вдруг начинают говорить бессмысленные речи, на, которые прекрасно возражает нигде не учившийся бывший слепец. Зависть отняла у фарисеев разум; они сказали: мы знаем, что человек, исцеливший тебя - грешник, а исцеленный разумно им на это ответил, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и волю Его творит, того слушает.

Бессильные что либо возразить на это фарисеи выгнали его в он.

Видите, к чему привела зависть в сем случае! Потом она сделает еще больше: они предадут Господа Пилату, и тот засвидетельствует, что они из зависти предали Его.

Нехорошее, зловредное, погибельное чувство - зависть, и как нужно беречься, чтобы она не поселилась в нашем сердце! А теперешняя наша жизнь богата случаями, когда зависть, даже протиивгь нашей воли, может появиться у нас.

Если вы опечалились при удаче ближнего, и наоборот, если порадовались его промаху и неудаче, то знайте, что зависть живет в вас. Она не любит чужих совершенств, она все охуждает, все порицает, она недоброжелательна, она мать многих душевредных страстей.

Если вы вырываете с корнем сорную траву с вашего поля, то и злую зависть искореняйте из сердца вашего, и тогда оно очистится от многих грехов. Аминь.