Русская православная диаспора во второй половине XX века

С осени 1945 года западные зональные власти фактически распространили принцип добровольности репатриации и на "восточников". Принудительной передаче СССР подвергались лишь военные преступники.

С 1 марта 1946 по 1 января 1952 года из советских зон оккупации в СССР было возвращено 57 011 советских граждан. Из Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии - 18 806 человек. Здесь репатриация прошла настолько успешно, что, например, к началу 1950 года на территории ГДР осталось 150 советских граждан.[14]

Из общей массы перемещенных лиц, выходцев из Советского Союза, не пожелавших вернуться в родные края, оставалась 451 тысяча человек. Они надеялись остаться в Европе или уехать в Америку.

Распределение русских и украинских эмигрантов по странам в 1947-1951гг. Страны Число выехавших русских и украинцев в тыс. чел. В % к общей численности эмигрантов из СССР США 77,4 53,4 Австралия 25,2 17,4 Канада 23,2 16,0 Бразилия 6,4 4,4 Аргентина 4,4 3,0

Следует учесть, что до 1951 года не было отдельной статистики русских и украинских эмигрантов.[15] Затем снова с 1967 года по 1991 год не было идентификации эмигрантов из СССР по этническому признаку. Они все считались "Russians".[16]

Сначала 1950 года в посольстве США для политических беженцев была упрощена процедура выдачи въездных виз. Устанавливалась ежедневная квота для желающих выехать в США - 10 тысяч мест. В специальном послании к Конгрессу США от 24 марта 1952 года, Президент Трумэн просил оказывать "невозвращенцам" особую помощь и поддержку, так как среди них много было достойных борцов с коммунизмом.[17]

В Италии на 1 января 1946 года, по данным органов репатриации, насчитывалось около 40 тысяч советских граждан. С 1947 года из этой страны, так же как и из Западных Зон Германии и Австрии начался массовый вывоз перемещенных лиц в различные страны мира. К 1 января 1952 года в Италии осталось только 437 советских граждан.[18]

Со времени или сразу после Второй Мировой войны более 4-х тысяч советских беженцев искали свое убежище в Швеции. Впоследствии, часть из них все же была депортирована в СССР. Но все-таки 1 тысяче 750 русским была предоставлена возможность проживать в Швеции.[19]

В разоренной войной Европе, русские перемещенные лица находились в довольно стесненных условиях. Часто они не могли найти ни работы, ни крова. Поэтому многие из них с надеждой поехали в Бельгию. Бельгийское правительство призвало приехать на работу в шахтах многих обездоленных беженцев, потерявших все, кроме веры. Недаром в это время было создано несколько русских приходов, объединивших несколько десятков церковных общин.

Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 года митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серенге, где верующие соорудили каменный храм. Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь.[20]

С наступлением коммунистических войск в Китае, возникла так называемая "китайская эмиграция". Благодаря IRO более 5 тысяч русских беженцев оказалось в 1949 году на Филиппинах, откуда предполагался их переезд в другие страны мира.[21] Русские поселились в городе Гюйан, на острове Самар и на коралловом острове Тубабао, - "изумруде с жилками топаза в лапис-лазурной оправе океана".[22] Но этот чудесный рай на земле таил в себе много опасностей. Главной опасностью были тайфуны. Беженцы постоянно находились в ожидании этого грозного явления природы, поэтому на протяжении всех двадцати семи месяцев пребывания на острове они пытались поскорее оттуда уехать. Уже в первые дни пребывания на Тубабао русское православное духовенство, монахини и миряне приступили к созданию церковных общин и к основанию и обустройству на территории лагеря двух палаточных церквей. Первая была освящена во имя преподобного Серафима Саровского, а вторая во имя Архистратига Божия Михаила. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование православных бывшее здание американской военной церкви. Она стала кафедральным Собором во имя преподобного Иоанна Шанхайского, который прибыл в лагерь незадолго до Пасхи 1949 года. Из Шанхая на остров были вывезены два детских приюта: во имя святителя Тихона Задонского и во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Владыка Иоанн покинул лагерь 12 июля 1949 года и уехал в США.[23] Там он, сидя на ступенях Конгресса в Вашингтоне, проводя в нем с четками на руках дни и ночи, добивался встречи с влиятельными лицами Америки, имеющими возможность помочь выехать русским беженцам из Филиппин.[24] Он же участвовал в составлении "обращения русских иерархов к правительствам мира" с ходатайством о необходимости из-за социальных и климатических условий переселения перемещенных лиц с Филиппинских островов в другие страны. Это обращение было зачитано 10 октября 1949 года во всех православных приходах на острове Тубабао.[25]

В начале 1950 года, по ряду причин, в США были изменены иммиграционные законы. Все эти изменения помогли многим русским все-таки уехать в Калифорнию и другие американские штаты. К концу 1950 года с острова выехало около половины русских беженцев. В декабре следующего года на остров налетел тайфун. После него на острове осталось 130 человек.

Уже весной 1953 года на Филиппинах не осталось ни одного русского беженца. Памятником их пребывания в стране, недалеко от Гюйана, осталось небольшое, заросшее джунглями, кладбище с православными крестами.[26]