Русская православная диаспора во второй половине XX века

В сентябре 1985 года в состав Баденской епархии Московского Патриархата вошла православная община во имя преподобной Марии Египетской. Она объединила русских и немцев, живущих в районе городов Штуттгарта и Тюбингена. В ней насчитывается пятьдесят человек прихожан.[186]

В 1995 году русская православная диаспора в Германии приобрела небольшую часовню в бывшем концлагере Дахау, близ Мюнхена, где было замучено двенадцать тысяч советских граждан. Идею создания этой часовни подал бывший узник лагеря смерти Александр Рар. Часовня, в которой сегодня поминают всех погибших в лагере православных христиан, воздвигнута в 50-летнюю годовщину Победы над Гитлеровской Германией.[187]

Поездка в Россию по "Золотому кольцу", подсказала одному немцу, Хорсту Вробелю, владельцу музея ветряных мельниц в Нижней Саксонии, идею постройки православного храма. Храм был сооружен на территории самого музея, по чертежам церкви села Козлятьева, близ Владимира. В ноябре 1995 года этот храм и город Гифхорн, в котором он находится, посетил Святейший Патриарх Алексий Второй. Святейший Патриарх сказал, что для христиан России и Германии храм должен стать символом примирения.

Гифхорнский храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом (Гундяевым) во имя святителя Николая. Недавнее открытие храма не означает, что он не имеет прихожан. Всего их насчитывается 25-30 человек. На праздник же Святой Пасхи в храм приходит до 150-ти человек, и не только из города, но и из соседних городов: Брауншвейга, Вольфсбурга, Ганновера. Храм стал символом единения православных христиан, ибо его посещают не только русские, но и православные греки и сербы.[188] Русский вид храма придает русской диаспоре новый импульс в их ревности по родной Православной Церкви, сознание единых истоков, общих корней.

Всего несколько приходов и 200 прихожан входят в юрисдикцию Русского Экзархата Московской Патриархии.[189] Они подчиняются Экзарху в Париже на улице рю Дарю.

После Второй Мировой войны Германия оказалась разделенной. Основная часть беженцев сконцентрировалась в западной ее части. Уже оттуда они направлялись в другие страны, подальше от "железного занавеса". Но часть русских эмигрантов осталась в ФРГ. Здесь они создали свой информационный центр, который объединил всех противников советского атеистического режима. В Баварии, в Мюнхене, в 1950 году был создан институт по изучению СССР. В его работе принимали участие и научные силы Русского Зарубежья, но основная масса сотрудников была из "перемещенных лиц". Лучшие представители русской диаспоры в Мюнхене собирали факты гонения религии в СССР и т.д. Естественно, что в самом СССР этот институт, за его антисоветскую пропаганду, считался одним из самых главных врагов советского народа. Институт прекратил свое существование в июне 1972 года из-за прекращения его кредитования из Америки.[190]

Германия остается страной, где многие ее жители проявляют живой интерес к Православию, русской церковной истории. В городе Регенсбурге существует Ориентальный Институт, занимающийся изысканиями в сфере изучения Православных и других Восточных Церквей.

Интерес к православному Востоку заодно простирается и на православное богословие. В этой же Баварии в 1985 году, по предложению Мюнхенского Университета, Министерство Просвещения этой федеративной земли при Университете, на базе кафедры Православного богословия, функционирующей с 1984 года, открыло Институт Православного Богословия.[191]

Православная Церковь является третьей по численности, после католиков и лютеран, Церковью в Германии, что немаловажно для самих православных, потому что позволяет им бороться за свои права. Для этого необходимо не формальное, но настоящее единство.

Большую роль в достижении этого внутри самой русской православной диаспоры в Германии, играют проходящие ныне в стране собеседования между епархиями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и РПЦЗ.

С обеих сторон их возглавляют соответственно архиепископ Берлинский и Германский Феофан (РПЦ МП) и архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ). Остается надеяться, что этот обоюдный диалог принесет весомые плоды в деле сближения двух разделенных частей одного русского народа.

Великобритания и Ирландия

Начало Русского Православия в Англии можно отнести к 1721 году, когда в Лондоне появляется первый русский православный храм, настоятелем которого поначалу является греческий священник.[192] В столице храм располагался на территории российского посольства. Чуть раньше русских в Англии появляются греческие храмы. Затем, они стали строиться для общего пользования всех православных христиан, проживающих в стране. Таким примером служит храм, построенный в 1877 году в византийском стиле на углу Московской и Петербургской улиц Лондона.[193]

После октябрьского переворота в России русское посольство в Лондоне было закрыто. Закрыла свои врата и посольская церковь. По просьбе русских эмигрантов англичане передали им здание храма во имя святого апостола Филиппа на Букингем Пэлас Роуд. В дальнейшем эмиграция здесь разделилась на сторонников митрополита Евлогия (Гергиевского) и сторонников Карловацкого Синода. Тем не менее, это не мешало и тем, и другим служить поочередно в церкви святого Филиппа. После Второй Мировой войны, в 1956 году, этот храм был снесен.[194]