Русская православная диаспора во второй половине XX века

ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 10.04.2013 OOoFBTools-2013-4-10-13-15-20-1472 1.0

Введение

Эта работа "Русская православная диаспора во второй половине XX века" посвящена судьбе Русской Православной Церкви за рубежом, в период последовавший после окончания Второй Мировой войны. Для русской истории этот период не менее значимый и в то же время не менее сложный, чем предыдущий. Война не прекратила существования русской эмиграции, а наоборот еще больше увеличила ее поток, создав новую "волну" русских людей, покинувших свою Родину. Советское правительство осуществило акт возмездия не только над коллаборационистами, сотрудничавшими с фашистами, но и над миллионами людей, освобожденными из фашистского ада. Все добровольно или насильственно вернувшиеся в СССР, подверглись разного рода наказаниям. Реэмигранты "первой волны", покинувшие Россию после революции, вернулись в совсем другую страну. В государство с неприкрытой тоталитарной идеологией, с Церковью, зажатой в тиски атеистической пропаганды. Репатриированные советские граждане возвратились в ту же страну, которую они покинули в годы войны, где царил красный террор и безбожие.

В нашем труде речь пойдет не об этих людях. Так же, не о послевоенном состоянии Церкви, верующих, проживавших и проживающих в государстве, ранее называвшемся - СССР. Речь пойдет о духовной жизни тех, кто остался за рубежом этой страны, кому, несмотря на все трудности, все же удалось избежать насильственного возвращения на родину, а так же о тех, кто не по своей воле ее покинул.

Русским эмигрантам, по воле Божией, рассеянным по всему миру, удалось создать уникальное явление под названием - Русское Зарубежье. Его основу составили православно верующие люди.

Невозможно отрицать тот факт, что, например, французская эмиграция XVIII века многие страны обогатила своей культурой и искусством. Это же можно сказать о польской эмиграции, итальянской, испанской и о многих других.[1] Рассеянная же повсюду русская диаспора, не только привнесла в мир часть великой русской культуры, но оказалась носительницей религиозной культуры. Ведь культура и искусство на Руси своим истоком имеют Православие и до последнего момента, так или иначе, были связаны с ним. Все лучшие представители культуры и искусства: писатели, литераторы, живописцы, театральные деятели и др., всегда стремились почерпнуть для себя от этого источника Жизни.

После октябрьского переворота русская диаспора была сильно разрозненной. Такой же она осталась и во второй половине нынешнего века. Политическая ориентация тех или иных эмигрантов повлияла и на церковное единство всей русской диаспоры живущей за границами России. Под влиянием этого фактора оно разбилось на несколько течений. Сейчас в мире существуют две крупные ветви, отколовшиеся от некогда единой Русской Православной Церкви: Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) и Русский Экзархат Константинопольского Патриархата (РЭ КП). К сожалению, их единство с Матерью-Церковью - Русской Православной Церковью Московского Патриархата до сих пор не достигнуто. В конечном итоге в церковном отношении это приводит к деструктивизму, потере национальных корней и ассимиляции с местным населением.

Рассказывая о русской православной эмиграции в каждой отдельно взятой стране, остановимся на рассмотрении положения не только существующих в данном регионе приходов, и подчиняющихся той или иной ветви Русской Церкви, но, и рассмотрим положение приходов, подчиняющихся Московской Патриархии. Вдобавок к этому, не будем заострять внимание на существующие между ними, церковно-канонические проблемы, а покажем их, как представляющих одну единую Русскую Православную Церковь.

Данная монография начинается описанием формирования второй волны русской эмиграции, сложившейся после окончания Второй Мировой войны, а также описанием становления различных церковных центров русской диаспоры, как в Европе, так и в Америке.

Далее будем придерживаться регионального принципа описания исторического развития православной Церкви в Русском Зарубежье за последние полвека второго тысячелетия. Отдельно остановимся на истории некоторых наиболее важных приходов, на которых зиждется целостный организм Русского Православия вне границ Российской Федерации.

В конце монографии совершим небольшой обзор истории формирования и развития православного русского монашества за границами бывшего СССР.

В настоящей работе мы постараемся привлечь максимум существующего материала по данной теме, насколько это было возможно в столь ограниченный срок, отведенный для ее написания. Трудно перечесть все названия тех исторических материалов, которые мы использовали в нашей работе. Немаловажную информацию о Русском Зарубежье в целом удалось почерпнуть из изданного в 1997 году объемного труда протоиерея Владислава Цыпина: "История Русской Церкви 1917-1997"[2]. В нем целая глава посвящена жизни русской православной диаспоры после революции и до наших дней, то есть включает в себя период, охватываемый и нами. Что касается отдельных стран, то здесь мы столкнулись с некоторыми затруднениями. До сих пор ни в эмиграции, ни в России нет такой работы, рассматривающей историю русской православной диаспоры не в совокупности, а по отдельным странам и континентам. Исключение составляет двухтомный труд графа А.А. Соллогуб "Русская Православная Церковь за границей".[3] Но в нем речь идет только о епархиях, монастырях и приходах, входящих в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

О судьбе русской эмиграции в Италии речь идет в монографии биографического характера "Хроника одной жизни".[4] Ее автором является известный иерарх РПЦЗ епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Храмоздательству и истории русских православных приходов в Италии уделил внимание М. Талалай.[5] Православию в Китае посвятил свой труд священник Дионисий Поздняев.[6] Неожиданною помощью оказалось, вышедшее в 2000 году, сочинение клирика Александро-Невского Собора в Париже Сергея Тутунова.[7] О русской православной Миссии в Индии, рассказывается в книге архимандрита Андроника (Елпидинского).[8]

О жизни и трудах выдающихся иерархов Русского Зарубежья - митрополите Владимире (Тихоницком), митрополите Анастасии (Грибановском), митрополите Василие (Кривошеине), вышли соответствующие работы. Они так же были использованы в этой диссертации.