Русская православная диаспора во второй половине XX века

Митрополит Феофан, тогда представитель Американской Митрополии, возбудил против отца Иоанна, т.е. фактически против Московского Патриархата, судебный процесс. Но суд вынудил 15 октября 1947 года сторонников митрополита Феофана покинуть храм. Те повиновались, но решение суда опротестовали.[363] Суд хотя и принял апелляцию Американской Митрополии, но все же в феврале 1948 года передал новому Экзарху Московского Патриархата, митрополиту Макарию (Экзарх с 21 августа 1947 года), право владения Свято-Николаевским собором. Тяжба на право владения храмом продолжалась до 1960 года, до тех пор, когда Верховный суд США вынес окончательный вердикт, признав собор собственностью Патриаршего Экзархата.[364]

С 1970 года, после дарования автокефалии Американской Православной Церкви, Свято-Николаевский собор года Нью-Йорка стал храмом представительства Патриарха Московского и всея Руси в США. При нем находится резиденция епископа, управляющего патриаршими приходами Америки. В 1973 году храм объявлен "лэнмарк" - памятником архитектуры Нью-Йорка. Собор представляет собой образец московского барокко и, в своем роде, является уникальным, неповторимым зданием этого крупного города США.[365]

Приходы Московского Патриархата в США разбросаны по всем штатам. Их перечень неоднократно издавался в различных книгах.[366]

В городе Филадельфия находится храм во имя святого апостола Андрея Первозванного. Интересно, что рядом с ним расположен музей русской боевой славы, посвященный погибшему в годы русско-японской войны крейсеру "Варяг". Прихожане Свято-Андреевского храма свято берегут память о далекой родине.[367]

Еще в 1897 году была построена церковь святых апостолов Петра и Павла в Скрентоне (штат Пенсильвания). В Сан-Франциско тоже находится один храм Московского Патриархата - во имя святителя Николая Чудотворца.[368]

К старым приходам относится община во имя Рождества Христова в Янгстауне (Огайо). Она создана в 1915 году. В 1952 году в храме общины была отслужена первая литургия на английском языке, который вскоре заменил здесь церковнославянский. 19 мая 1965 года была освящена новая церковь. Епископ Досифей (Шанченко), освящавший храм, привез сюда частицу мощей святой великомученицы Варвары.[369]

23 ноября 1963 года состоялось освящение церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в Ридинге (штат Пенсильвания).

В Ист-Лансинге (Мичиган) большую роль в жизни местного прихода сыграл о. Фотий Донахью. Именно он создал в этом городе приход во имя святого Андрея Первозванного, а в 1956 году им были созданы еще две общины Московского Патриархата - во имя святого Великомученика Димитрия Солунского в Джексоне (Мичиган) и во имя святого пророка Ильи в Батл Крике (тот же штат). В 1963 году в Ист-Лансинге был освящен новый храм во имя святого апостола Андрея.[370]

Отец Фотий был редактором журнала Московского Патриархата "One Church".[371] Под его руководством была основана пан-православная студенческая организация, а в 1954 году организованна Восточно-Православная Катехизическая Ассоциация.[372] Скончался многолетний труженик в 1984 году.

Продолжают открываться храмы Московского Патриархата в США и в последние десятилетия. Так, 6 октября 1973 года в городе Хакетстаун (Нью-Джерси) был освящен храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм окормляет православных верующих северо-западной части штата.[373]

Для приходов Московского Патриархата в США характерны съезды духовенства и мирян, которые обсуждают самые разнообразные вопросы церковной жизни - административные, духовные и многие другие. На съезде, проходившем в 1963 году, обсуждалось завершение судебного процесса, связанного с передачей Московскому Патриархату Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке.[374] На другом съезде, проходившем в 1970 году в здании культурного центра Петропавловского прихода в города Пассейк, обсуждались вопросы литургического характера и издание журнала "One Church".[375]

IV съезд духовенства и мирян патриарших приходов в США, проходивший в 1984 году в Дейроте, собрал 80 делегатов. На повестке дня обсуждались бюджет и другие финансовые вопросы, вопросы религиозного образования, воспитания и культурного характера.[376]

Русские в Америке бережно хранят свое культурное достояние. Это касается не только тех исторических памятников, которые находятся на территории штата Аляски, но, например, такого архитектурного сооружения, как русская крепость Форт Росс в Калифорнии. Уже в 1903 году Форт Росс стал достоянием штата. В 50-ые годы были проведены очередные реставрационные работы, восстановлены стены и башни форта. В 1945 году был найден один из трех церковных колоколов, находившихся в часовне, когда в Форт Россе еще были русские. К несчастью, пожар, случившийся в 1970 году, уничтожил сооруженную в 1825 году уникальную часовню во имя Святой Троицы. Чтобы возместить огромный ущерб, нанесенный форту пожаром, был объявлен сбор средств на восстановление крепости. В 1974 году она была вновь открыта для посетителей . Ежегодно 30 мая духовенство собора Всех Скорбящих Радость города Сан-Франциско посещает Форт Росс и совершает здесь заупокойное богослужение. И поныне крепость остается свидетельством неразрывных связей русских и американцев.[377]

Как и в Европе, православные люди в Америке имеют полную возможность получить богословское образование в стенах духовных школ.