Русская православная диаспора во второй половине XX века

В этой же провинции Квебек, где находится Монреаль, расположен один из самых старых православных храмов Канады - церковь во имя святого великомученика Иоанна Сочавского, основанная в 1911 году.

Приход в Лондоне (провинция Онтарио) появляется вместе со второй волной русской эмиграции в 1950 году. В 1962 году был освящен нынешний храм во имя Спаса Нерукотворного.

Свято-Троицкий приход в Торонто (провинция Онтарио) был основан в 1949 году приехавшим из Европы протоиереем Матфеем (Андрющенко). 1 января 1950 года начались богослужения в наемном доме, а в 1953 году был построен первый храм. Более обширная церковь была сооружена в 1967 году. Приход Свято-Троицкого храма издает ежемесячный "Воскресный листок".

В 1950 году был основан Свято-Воскресенский приход в Виннипеге. В 1953 году был приобретен собственный храм - бывшая украинская церковь. При храме существует Братство во имя святой великомученицы Варвары, школа и библиотека.

Храм Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1959 году в дачном поселке Березки (в 50 километрах от Торонто).

Приход Всех Святых в городе Калгари был организован еще до Второй Мировой войны, в 1930 году. Собственный храм был построен через четыре года. При нем существует сестричество, школа. Вокруг прихода сосредоточена вся культурная жизнь русских жителей города, так как здесь нет других русских организаций.

В Ванкувере приход святителя Николая появляется в 1956 году, а через два года здесь возникает вторая община Русской Зарубежной Церкви во имя Пресвятой Троицы.

В городе Эдмонтон (провинция Альберта) тоже есть два прихода Русской Зарубежной Церкви. Первый - Свято-Владимирский был основан в 1938 году. Одно время храм являлся кафедральным храмом Канадской епархии. Впоследствии при храме находилась резиденция викарного епископа. Сегодня это - обычный приход.

Второй приход Зарубежной Церкви в Эдмонтоне во имя Пресвятой Троицы был основан русскими беженцами из Европы после Второй Мировой войны.[398]

Так случилось, что Эдмонтон является кафедральным городом епископа другой русской православной юрисдикции - Московского Патриархата. Первым канадским архиереем Московского Патриархата в 1959 году стал перешедший из Русской Православной Церкви Заграницей епископ Пантелеимон (Рудык).

Временем возникновения кафедрального собора во имя святой великомученицы Варвары Канадской епархии Московского Патриархата нужно считать прибытие в 1900 году в эту страну православного миссионера протоиерея Иакова Корчинского. Он купил в Эдмонтоне, на углу 96-й улицы, участок земли под строительства церкви. В 1908 году храм был построен и освящен. С увеличением прихода пришлось строить новый храм. Это удалось осуществить только в 1958 году, а в 1960 году Патриарший Экзарх Борис (Вик) и архиепископ Пантелеимон освятили Свято-Варваринский собор.[399] Новый храм имеет полуподвальный этаж, где устроен обширный зал, предназначенный для общеприходских трапез и служащий помещением для воскресной школы.[400] Сама церковь построена в русском стиле и имеет большой купол.[401]

В 1979 году Свято-Варваринская община праздновала 75-летие со дня своего создания, с чем ее поздравил Святейший Патриарх Пимен.[402]

Приходы Московского Патриархата в Канаде в основном сосредоточены в провинциях Альберте и Саскачеване.[403] Их перечень неоднократно публиковался.[404] Все 22 прихода делятся на три основных группы, окормляемых протоиреем Михаилом Китом, настоятелем храма во имя Святой великомученицы Варвары в Эдмонтоне, протоиреем Михаилом Фуриком и священником Игорем Кисилем. Большинство приходов - это фермерские храмы. В Свято-Варваринском соборе в Эдмонтоне богослужения совершаются каждую субботу и воскресенье, в остальных храмах - от 2-3 раз в месяц до 2-3 раз в год, в зависимости от размеров храма, реальных потребностей и пожеланий прихожан.[405]

В Канадской епархии Московского Патриархата регулярно созываются епархиальные съезды духовенства и мирян. Так, например, на VIII съезде, проходившем 17 декабря 1972 года после литургии в соборе святой великомученицы Варвары, обсуждались два главных вопроса - поднятие уровня церковного просвещения паствы и издание "Канадского православного вестника" на английском языке.