Русская православная диаспора во второй половине XX века

В 1922 году началось эмигрантское движение в Аргентину из западных областей Украины и Белоруссии, тогда еще входивших в состав Польши. Новые эмигранты не признали "Русскую Православную общину" как общину выходцев с территорий, входивших в состав Российской империи до октябрьского переворота, так как среди них процветали монархические настроения. Не имея своих храмов, переселенцы из Польши стали посещать храмы Антиохийского и Константинопольского Патриархата.[410] Это продолжалось до 1946 года, до тех пор, пока группа прихожан из числа новых эмигрантов не обратилась с ходатайством к Святейшему Патриарху Алексию I учредить в Аргентине епископскую кафедру Русской Православной Церкви Московского Патриархата.[411] В апреле 1947 года в страну приезжает епископ Федор (Текучев). Вначале ему пришлось совершать богослужение в антиохийском храме во имя святого великомученика Георгия. В конце июня 1947 года владыке Феодору удалось создать приход во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,[412] насчитывавший 400 прихожан. Но у общины не было храма. Для этой цели был куплен один дом, который и переоборудовали под храм. 10 июля 1947 года новая церковь была освящена владыкой. В 1952 году последовало запрещение Московского Патриархата в Аргентине, и епископу Феодору пришлось уехать из этой страны. С марта по сентябрь 1952 года был закрыт Благовещенский собор в Буэнос-Айресе. И только лишь 28 сентября 1952 года община получила разрешение на возобновление своей деятельности. 6 мая 1953 года вместе с легализацией Московского Патриархата в Аргентине стало совершаться богослужение в Благовещенском соборе.[413] С течением времени оно все больше и больше приобретало торжественный характер. По свидетельствам очевидцев, на Пасху весь народ в храме пел пасхальный канон.[414]

13 сентября 1959 года Благовещенский приход отмечал празднование перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В этот день от имени прихожан храма было принято воззвание ко всем всех русским, проживающим в Аргентине объединиться с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.[415]

Увеличение приходов в 60-ые годы нынешнего века вынудило общину Благовещенского храма позаботиться о создании новой церкви. По благословению архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Никодима (Руснака) 15 мая 1968 года был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора, а уже 10 ноября этого же года храм был освящен.[416]

Помимо столицы Аргентины, где находится Благовещенский собор, существует еще 7 храмов Московского Патриархата, окормляющие русскую православную диаспору, разбросанную по различным провинциям этого латиноамериканского государства.[417]

Совсем недавно, в 80-ые годы, близ Буэнос-Айреса, в городе Ланус был построен храм во имя Всех святых в Земле Российской просиявших.[418]

Но больше всего приходов Московского Патриархата в Аргентине сосредоточено в небольшой провинции Мисьонес, примыкающей к границам Бразилии и Парагвая. Она получила свое название от христианских миссионеров, в XVIII веке проповедовавших среди здешних индейских племен. Еще в начале ХХ века эта территория была сплошным субтропическим лесом, обиталищем змей и всякого рода насекомых. Кое-где, близ водоемов, жили остатки индейских племен. В конце XIX - начале ХХ веков сюда ринулись сотни эмигрантов из Австро-Венгрии, западных регионов Российской Империи, постепенно осваивая дикую сельву.[419]

Поселившиеся здесь вскоре карпаторосы и галичане были греко-католиками. В 1905 году в этой провинции их насчитывалось около 5 тысяч человек. Благодаря миссионерским трудам протоиерея К.Изразцова, в 1907 году в Православие удалось обратить около 350 униатов колонии Азара.[420] Впоследствии, подобные попытки обращения привели к тому, что большинство выходцев из Восточной Европы, проживающих в Мисьонес, стали православными. Некоторые из переселенцев уже изначально исповедывали Православие (имеются в виду переселенцы из Буковины и западных губерний России).

В настоящее время каждый седьмой житель провинции Мисьонес имеет славянские корни.[421] В провинции сейчас находится 7 православных храмов двух юрисдикций: Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.

В конце 1948 года в лоно Московского Патриархата перешел Воскресенский приход в Жапежу (провинция Мисьонес). В 1955 году организован Успенский приход в колонии Бахо-Трончо,[422] а 18 июня 1985 года открыл свои двери здесь же построенный новый храм во имя Успения Божией Матери.[423] В городе Обера в юрисдикции Московского Патриархата находится Свято-Троицкий приход.[424] В 1970 году в колонии Амегино владыка Никодим (Руснак) освятил церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы ,[425] построенную для местной русской общины.[426]

В Аргентине находится также 16 приходов Русской Православной Церкви Заграницей, окормляемые всего четырьмя священниками. Из них 11 находятся в Буэнос-Айресе и его окрестностях.[427]

После Второй Мировой войны в Аргентине началась массовая компания, направленная на репатриацию русских эмигрантов в СССР. В стране в это время проживало где-то около 300 тысяч человек, покинувших пределы Восточной Европы еще до русской революции 1917 года. "Перемещенные лица", прибывшие из Европы, сами видевшие все ужасы депортации, остановили этот, казалось бы, неминуемый процесс. В Советский Союз уехало только 3 тысячи человек, остальные вовремя опомнились, отказавшись ехать на Родину.[428] Они-то и составили костяк паствы Зарубежной Церкви в Аргентине.

В это время протоиерей К.Изразцов ушел в юрисдикцию Американской Митрополии, а вместе с ним и община Свято-Троицкого храма в Буэнос-Айресе, составляющая часть "Русской православной общины". В 1961 году Троицкий храм вновь перешел в подчинение Русской Православной Церкви Заграницей.

Сам храм был воздвигнут и освящен еще в 1901 году. Сейчас он является одним из главных русских православных храмов Буэнос-Айреса. При нем действует братство преподобного Сергия Радонежского.

Кафедральным собором Русской Православной Церковью Заграницей в Аргентине является храм во имя Воскресения Христова, построенный в 1957-1960 годах. Проект и чертежи собора были полностью выполнены инженером Н.В.Баумгартеном.