Сад святой Нины

115. Некоторые воззрения Оригена (185—254) послужили пово¬дом к развитию ереси. Свои произвольные мысли он высказывал не как учение Церкви, а как свои личные предположения. Таковы его мнения: о творении душ человеческих прежде творения этого видимого мира (теория предсуществования душ); о падении их всех в одно время; о существовании многих миров прежде творения этого видимого мира; о наступлении времени, когда мучения грешников прекратятся.

Ориген был заочно осужден V Вселенским Собором. 

Глава IX Начало борьбы Православной Грузинской Церкви с монофизитской Армянской

Царь Бакар III, видя хитрости еретичествующих и стремление их занять Иверскую Церковь, не имел человека, который с достоинством мог стать во главе грузинского духовенства и противостать восточным еретикам. Не подозревая, что предстоятель Армянской Церкви всецело поглощен врагами Православия, и думая с его помощью поправить дело, с согласия знати и армянского епископа, отправил послов к Моисею, католикосу великой Армении, с просьбой, назначить Иверской Церкви пастыря, мужа, достойного носить это звание.

Подобные отношения Грузии к Армении встречались в древности не раз. Армения, будучи еще в то время строго православной и согласовавшаяся во всем с догматами кафолической Церкви, с Грузинской Церковью была в единении, подобно тому, как та же Грузинская Церковь поддерживала свое единение с Грецией. Но когда Армения отказалась от церковного единения с империей, тогда Грузия в свою очередь не замедлила принять сторону православной Греции.

Моисей по совету своих епископов избрал на Мцхетскую кафедру епископа Айраратской области Симеона, или Кириона.

Симеон был родом грузин из Джавахетской области, житель селения Скутры. Первоначальное свое образование получил в грузино-армянской школе. Для довершения же начального образования отправился в Грецию в малоазиатский провинциальный город Колонию, лежащий на реке Аикусе, недалеко от большого города той же провинции Никополиса армянского, где провел пятнадцать лет, изучая Священное Писание и современные ему практические науки, в чем приобрел глубокие познания.

Во время пребывания Кириона в Колонии Православная Церковь вела жестокую борьбу с противниками Халкидонского Собора, и на горизонте этой Церкви видна была зловещая заря, предвещающая что-то весьма недоброе.

Армяне, с самого начала православные и чада кафолической Церкви, вследствие огромного влияния на них сирийских ересеучителей, стали склоняться на сторону противников святого Халкидонского Собора — этих смертельных и закоренелых врагов Православия, и совокупными силами готовили Церкви ярых противников вселенскому учению в лице католикосов Моисея и Авраама, злейших и бессовестных ратоборцев ереси против Православия, как справедливо замечает об этом грузинский католикос X века Арсений.

Пылкий, мечтательный и вместе с тем раздражительный юноша Кирион с сокрушением сердца смотрел на церковные неурядицы того времени и был очевидцем, как одна церковная область за другой незаметно отпадали от Православия и всецело отдавались врагам Церкви. То же самое угрожало и его отечественной Церкви Грузинской. Он, предполагая, что если Церковь его родины прекратит сношение с кафолической Церковью, то вовлечена будет в пропасть, — откуда ничто уже не сможет извлечь ее, и наоборот, держа сторону греков, она всегда сможет оставаться твердой и несокрушимой в Православии.

Затаив в душе вражду против неправославных, юный Кирион усердно занялся своим делом и скоро окончил курс тогдашних наук, после чего оставил Никополис и переселился в Двин, тогдашнюю резиденцию армянского католикоса Моисея.

Католикос с радостью принял к себе ученого юношу и немедленно возвел его в сан иерея, назначив его катехизатором знаменитого в то время Нариекинского монастыря, принадлежавшего католикосам. Спустя некоторое время Кирион был возведен в епископы Айраратской провинции. В сане епископа поближе познакомился он с делами и спорами, возникшими между Константинополем и Двином.