Сад святой Нины

«Увидев ваше письмо, — пишут цуртагцы Вартану, — относительно православной веры, и получив поклон ваш и всех служителей вашей св. Церкви, исполнились мы радости и хвалили Бога; как земля, истощенная и изнуренная продолжительной засухой, воодушевляется, получая дождь благоприятный и оживляющий, и покрывается зеленью и радует всех своими благоухающими цветами; ибо вы издаете, благодаря Христа, всю свою жизнь нежный запах не только в своей стране, но также во всех северных землях. Получили ваше письмо и показали его всему обществу наших братий. Они прослушали его с удовольствием, восхваляя Бога и вашу ученость, которая занимается нами и призывает нас к православной вере, утвержденной в этих кавказских странах великим Григорием. Итак, мы берем на себя свободу благословлять отца

Вартана; будьте благословенны вы и все ваше общество, да будете охранены Св. Духом в этой жизни, разбиваемой волнами, и в состоянии вашими молитвами возобновить престол св. Григория, чтобы, по примеру прежних учителей, он принимал заботы о заблудших овцах, ибо без содействия и помощи оттуда мы не можем оставаться здесь, ибо здесь нет тех учителей, которых называют учителями, ни покинуть землю и удалиться. Будьте здоровы, наш господин».

Как можно предположить, послания эти пересылались тайно, без ведома Кириона. Моисей, узнав об ответном послании, которое цуртагцы отправили Вартану, обрадовался чрезвычайно и задумал теперь объединиться с Вартаном, чтобы возвратить себе утерянную кафедру.

Для этого через своего слугу отправил Вартану письмо, в котором просил его написать послания Кириону, князьям страны и епископу Петру 143 и отправить через него, обещая послать их через своего молодого человека. Далее говорит Моисей в письме к Вартану, что, когда получит он ответы Кириона, он, т. е. Вартан, должен будет, несмотря на огромный труд, поехать сам к Кириону и проверить его слова — ввести Моисея в его епархию — полагая всю надежду свою на подобного посредника, который мог прекратить гнев его архипастыря, которого он, Моисей, боится, и что он, Вартан, может достигнуть этого из уважения Кириона к Моисею, посвятившему его в католикосский сан, тем более, продолжает Моисей далее, что Кирионом овладевает пустое тщеславие, и он может уступить даже требованиям местоблюстителя.

Затем Моисей приводит массу текстов из Евангелия, возбуждающих ревность Вартана к уступке на просьбу Моисея.

Моисей достиг своей цели. Вартан, через слугу Моисея, отправил ему три послания. Одно ему самому следующего содержания.

«Получив дружеское письмо вашего священства, мы словословили Бога и с радостью узнали, что ваша милость, покровительствуемая Св. Троицей, находится в добром здоровье; да продолжится это! Относительно же того, что вы пишете нам, мы благодарим вас тысячу раз и преклоняемся с обильными благословениями. Мы написали, по вашей просьбе, письма к мнимому католикосу и к другим начальникам страны, как подобало. Относительно же молодого человека — мы не могли послать его по причине трудности времен; не укоряйте нас в этом. Прикажи¬те вашему маленькому слуге доставить это послание Кириону и принести нам ответ, который сумеем понять. Если милосердие Св. Троицы желает, чтоб у вас господствовал мир, как мы надеемся, было бы хорошо, если бы вы возвратились в вашу церковь с почетом. Если же ренегаты упорствуют в своем упрямстве, прикажите вашим знакомым, друзьям и начальникам написать славному князю нашей страны, чтоб он дал повеление отправиться нам самим лично. Вспомоществуемые милостью Божественного Христа, мы не поддадимся им 144 и возвратим к Православию 145. Если за наши грехи придется нам услышать слова несогласия, стряхнем против этих людей пыль с наших ног и не будем упрекать себя ни перед Богом, ни перед людьми. Будьте здоровы».