Сад святой Нины

С евангельским благовестием обходил царь некоторые местности своего государства: ободрял новоначальных, поощрял их ревность ко Христу, помогал им во всем; непокорных властей отрешал от службы, а подданных изгонял из столицы и других городов, расселяя их в разные отдаленные области.

 Таким образом, энергией и трудами царя Мириана Церковь Иверская получила правильное устройство, и гражданский мир, заключенный с императором в начале своего обращения к вере, был главным и необходимым условием для начавшегося дела, имевшего на все последующие дела его царствования весьма благотворное влияние и бывшего главной причиной благоденствия в продолжение остального времени. Ревность, усердие и непритворная дружба Мириана заставили Константина иначе взглянуть на него. Император довольствовался миром, утвержденным верой во Христа, и спустя некоторое время возвратил дряхлому 84-летнему старцу наследника его Бакара, бывшего до этого заложником у него, с дружелюбным письмом. 59

Радость от возвращения сына и наследника еще более утвердила царя в вере и христианской любви.

 Спустя некоторое время, перед смертью, Мириан собственноручно венчал Бакара на царство с возложением креста св. Нины 60 , завещая ему во всем следовать его примеру: по возможности искоренять идолослужение, где только могло еще встретиться, и строго блюсти место погребения св. Нины как главную святыню всей страны, освященную многострадальными мощами ее 61. Таким образом, Мириан, приведя в порядок все дела своего царства, мирно преставился в 342 году и, по завещанию, был погребен в основанном им Самтаврском соборе Преображения Господня 62 в юго-западном углу храма, в стене которого при строении царь заложил часть св. мироточивого столба, хранящегося до сих пор.

   На грузинский престол вступил теперь сын его Бакар I, главной заботой которого было исполнение отцовского завещания; для этого взяв священников, отправился вглубь Кавказа, принес Евангелие диким народам, которые вскоре обращены были в христианство. От них Евангелие проникло дальше; кроме долин и нагорных возвышенностей Кавказа, теперь самые угрюмые горы были уже во власти Св. Церкви. Царь, видя, что Церковь христианская довольно широко раскинулась на Кавказском перешейке, а епископ Мцхетский не мог так близко стоять к этим отдаленным провинциям, учредил новую епископию для горских народов, занимающих местность к северу от Мцхета — Цилканскую  63. Для этого ранее заложил в городе Цилкани довольно большой каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором поставил храмовой иконой образ Пресвятой Богородицы, привезенный им из Палестины во время своего путешествия по св. местам ее 64. Этот образ, по свидетельству древнейшего предания, писан на доске из яслей Вифлеемского Младенца-Спасителя и тщательно хранится до сих пор в упомянутом храме.

 Со вступлением Бакара на престол Грузинская Церковь простерла свои пределы теперь на юг. Около 348 года возгорелась жестокая борьба между грузинами и армянами, в которой по необходимости должен был принять участие персидский царь Ормизд. Дабы приобрести к себе расположение Ормизда, Бакар предложил ему мир, нарушенный грузинами принятием христианства 65. Для закрепления же мирного договора Бакар уступил Ормизду всю Ранскую область, на которую персы давно претендовали. Тогда ее правитель Фероз, зять Мириана, не захотев оставаться во власти Ормизда, немедленно принял от Бакара христианство со всеми жителями своей области и выселился в свободную область Грузинского царства, лежащую между реками Храми и Алгети, выше крепости Самшвильде. Персы по соглашению, заключенному с грузинами, обязывались вступиться за права Бакара и удержать всю Грузию за ним.

Грузия одержала над армянами блистательную победу, Бакар при посредничестве императора Констанция и шаха заключил с армянами договор, по которому потомки Рева, зятя армянского царя Тиридата, навсегда устранялись от грузинского престола и не имели прав изъявлять претензий на него, пока оставался в живых кто- нибудь из потомков Бакара. Только с пересечением этих последних предоставлялись им все права на грузинский престол. Скрепив таким образом договор с согласия двух властелинов, царь ограничил навсегда притязание армянской власти на грузинский престол, а вместе с тем и пресек навсегда возможность вмешательства в дела Грузинской Церкви армянскому духовенству. Бакар же, в свою очередь, зная кичливый и неспокойный характер армянского народа и желая навсегда пресечь возможность пользоваться именем его племянников как предлогом к занятию Грузии инородцами, немедленно вытребовал из Армении своих племянников и дал им в вечное владение область Кухетию 66 сначала сделав их правителями Руставской области и поставив в полную зависимость от грузинского престола. Таким образом, Бакар навсегда оградил царство и Грузинскую Церковь от иноземного владычества.