Сад святой Нины

* * *

 Духовный рай есть Церковь. В ней древо жизни — святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец.

Церковь — это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости.

Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь — Страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Преподобный Ефрем Сирин

33. Один из числа 318-ти св. отцов Никейского Вселенского Собора.

34. Память святой великомученицы Римсимии и ее подруг 30 сентября/13 октября

35. Диакониссам первых веков христианства доступны были все потаенные углы огромных дворцов и палат классического мира, они и вносили сюда Слово Божие. Одна древняя рукопись, принадлежащая князю Иоанну Грузинскому и содержащая в себе жизнеописание святой Елены, уверяет нас, что святая Елена приняла крещение благодаря проповеди одной девицы, пришелицы Иерусалимской, вместе с прочими. Кто же эта пришелица, как не святая Нина.

36. Это гонение, воздвигнутое на древних христиан, было десятым, и началось оно 23 февраля 303 года или немного ранее этого.

37. Город в Карталинии — в XIX В. большое село.

38. См. Житие св. Нины. С. 33.

39. Вероятно, яхонт. — Прим. ред.

40. Она была дочерью знаменитого понтийского полководца Никатора и первая воздвигла в Мцхете статую Венеры.

41. Первый из персидского царского рода Сасанидов, принявший правление Грузией после прекращении мужской линии рода Аршакидов в 265 году.

42. Куща эта в начале же христианства обращена была в маленькую церковь, которая цела до сих пор, она до половины стоит почти в земле, во дворе Самтаврского девичьего монастыря, при входе в ворота на правой стороне.

43. А не Евстафия, патриарха Антиохийского, как уверяет Иосселиани и многие другие, в действительности по воле св. Константина Великого патриарх Антиохийский Евстафий вручил новую Церковь упомянутому епископу Иоанну и послал его в Грузию.

44. См. Картлис Цховреба об обращении грузин.

45. архитектура старых грузинских больших комнат в домах, известных под именем дарбазы; подобные большие комнаты вроде теперешних зал строились из больших бревен с полусферическим красиво выложенным потолком. Свет проникал сверху. У подобных комнат потолки поддерживаются одной или несколькими большими деревянными колоннами.

46. Потомки первосвященника Авиафара существуют и поныне, известные в Мцхете по фамилии Гедеоновых. Они одни имеют право на жительство в ограде католикосского Мцхетского собора.

47. Глубокой полночью две горы, где были капища идолов Армаза и Задена, обрушились в реки Куру и Арагву, которая затопила город Мцхет. При этом раздавались дикие вопли, вой и страшные удары. Затем по молитве святой Нины все стихло, но перед первыми петухами вновь раздался громкий звук военной трубы персов, которые разломали городские ворота, заполонили город и с криком начали убивать жителей, заливая город потоками крови.

48. Течение св. мира из пня, по словам стариков очевидцев, продолжалось и в их время. У самой каменной четырехгранной колонны, заключающей пень св. столба, возле маленьких серебряных дверец, земля, пропитанная миром, издает до сих пор благовонный запах.