Сад святой Нины

С устроением упомянутых кафедр царь имел в виду образование и просвещение юной Церкви с целью поставить ее на один уровень с прочими Церквами Востока. Для этого при главных кафедральных храмах обязал всех епископов учредить школы, где должна была обучаться грузинская молодежь. Надзору епископов поручено было все духовенство, народ всей епархии и, наконец, благосостояние управляемых областей.

При этом Вахтанг главное свое внимание обратил на священные книги, частью плохо переведенные, а частью искаженные до него разными переписчиками. Для этого приказал снова предпринять переводы главных богослужебных книг по подлинникам греческим и сирийским и строго предписал всему духовенству иметь бдительный надзор за исправностью священных книг и на основании их искоренять всевозможные суеверия, оставшиеся в народе еще от язычества. Для большего успеха духовно-гражданского развития своего царства царь отдаленные провинции поручил своим детям, чтобы иметь через них непосредственный надзор равно над всеми. Сами же областные правители поручены были надзору областных епископов, во избежание же особенных столкновений они оба безусловно подчинялись ведению царя. Каждый из них отдельно должен был доносить своему повелителю отчеты о состоянии вверенной области или страны. Такими средствами царь содействовал укреплению и духовному развитию молодой Церкви и самого государства.

Вскоре Вахтанг достиг желаемой цели. Церковь стала процветать под его мощной рукой, и, несмотря на все государственные неурядицы, происходившие при преемниках его, народ остался твердым в вере, завещанной святой Ниной. Конечно, всему этому Грузинская Церковь обязана прежде всего трудам и покровительству Вахтанга Великого.

Несмотря, однако, на все благополучие, ей пришлось весьма скоро лишиться любимого ею царя-защитника. Умер зять Вахтанга персидский царь Фируз, и на престол взошел преемник его жестокий Кабад (491—531 гг.), весьма недоброжелательно относившийся к грекам и стремившийся к восстановлению древнего персидского владычества 104 с его огнепоклонничеством.

Для достижения своей цели он задумал нанести Греции смертельный удар с союзными войскам грузинского царя и затем обратить в свою очередь свое оружие на самого Вахтанга 105.  Для этого немедленно отправил к нему послов с собственноручным письмом, в котором мимоходом признавал над собой нравственное превосходство Вахтанга и в то же время приглашал его участвовать в войне против греков.

Вахтанг, предвидя плачевный исход затеянного дела и не желая враждовать с православным государем, наотрез отказал Кабаду, чем навлек на себя страшную ненависть восточного деспота. Зная, что последний вместо греков свое оружие теперь направит на Грузию, и не желая таким образом предать в руки врагов Церковь и царство, царь с необыкновенным старанием и быстротой занялся укреплением городов и крепостей. Велел всю святыню скрыть в неприступных местах страны; епископов с духовенством обеспечил, по возможности, охраной, сам же с войском стал ожидать злейшего врага Церкви. Послав предварительно гонцов к императору Анастасию, уведомил его о случившемся с ним.

Из слов Вахтанга, сказанных католикосу Петру, видно, что целью нашествия Кабада на Грузию было, во-первых, желание его подчинить всю Грузию своему владычеству и непременно принудить грузин к отречению от христианства и новыми силами восстановить в ней идолопоклонничество.