История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя
Прозелитизм был одним из самых удивительных явлений римской жизни. Ведь в той или иной степени он приобщал неофитов к иудеям, а доводов против этого было достаточно много. Народ Библии после ста лет свободы снова был лишен независимости и в «рассеянии» не раз терпел притеснения. Каждый, вступавший с ним в диалог, мог рассуждать так, как рассуждал через тысячу лет князь Владимир: если вы находитесь в столь незавидном положении, не значит ли это, что религия ваша ложна или что Бог отвернулся от вас? И все же вера Ветхого Завета оказывалась столь притягательной, что вопреки этим соображениям волна прозелитизма продолжала шириться.
Соединение веры в единого Творца со строгой этикой и обетованием спасения как никогда отвечало чаяниям эпохи. Старый политеизм выдыхался, но при этом нарастала мистическая тревога, духовный голод, ожидание чуда и какой-то очистительной грозы…
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава двадцать шестая
ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ
1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 23.
2. Сивилла, III, 596; И. Флавий. Против Апиона, II, 24.
3. V. Махiмus. De dictis factisque memorabilibus, I, 3, 2.
4. У бл. Августина (Гр. Б., VI, II).
5. См. Ис 56, 3-7.
6. И. Флавий. Против Апиона, II, 27, ср. также II, 36.
7. Авода-Зара, I, 3.
8. Philo. De virtutibus, 211-215.
9. Тацит. История, V, 5.
10. У бл. Августина (Гр. Б., IV, 31).
11. О возвышенном, IX, 9. Пер. Н. Чистяковой. Книга «О возвышенном», которую ошибочно приписывали Лонгину, появилась в Риме в середине I в. н. э. Полагают, что автор ее был знаком с иудаизмом через Филона.
12. Страбон. География, XVI, 35.
13. У бл. Августина (Гр. Б., xIX, 23).
14. См.: И. Флавий. Против Апиона, II, 7.
15. Philo. De vita Mosis, II.
16. «Мы — не торговый народ», писал Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 60); См.: Corpus papyrorum Judaiorum, V. I; ed. by V. Tchericover. Cambridge, Mass., 1957.