Русская Православная Церковь и экуменического движение
Таким образом, причастие Евхаристии есть Церковь во всем ее многообразии. Как говорили святые, «спаси себя, и ты спасешь тех, кто тебя окружает».
Ассамблея в Найроби определила, что Всемирный Совет Церквей создан для того, чтобы «…призывать Церкви к достижению видимого единения в единой вере и единой Евхаристии, выраженного в молитве и в общей жизни во Христе, и вести к этому единству, дабы уверовал мир».
Это облегчило бы возможность полноценного и творческого православного участия в экуменическом движении. Со стороны участников Консультации было высказано одобрение тому, что решение Первого предсоборного Всеправославного совещания о более полном и вовлеченном участии Православных Церквей в ВСЦ было принято во внимание Всемирным Советом Церквей, и для претворения этого решения в жизнь начаты переговоры.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЕЛЕГАТОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЦ. София 23 — 31 мая 1981 года
ВСТУПЛЕНИЕ
В ответ на пожелания Поместных Православных Церквей и ВСЦ, неоднократно звучавшие в течение последних лет, руководство Всемирного Совета Церквей и православные члены Центрального Комитета на заседании, проходившем в 1979 году на Ямайке, приняли решение о проведении консультации по вопросам экуменизма, и прежде всего для обсуждения православного вклада в деятельность ВСЦ.
Консультация официальных делегатов Православных Церквей и представителей ВСЦ, организованная Генеральным секретариатом и Православной рабочей группой ВСЦ со штаб–квартирой в Женеве, прошла в Софии 23 — 31 мая 1981 года. Во встрече приняли участие 30 человек, в качестве принимающей стороны выступил Болгарский Патриархат.
Основные темы повестки дня:
1. Православное понимание экуменизма и участие в работе ВСЦ.
2. Православный опыт и проблемы в ВСЦ.
3. Перспективы православного вклада в деятельность ВСЦ.
4. «Иисус Христос — жизнь мира».
По этим вопросам соответствующими Церквами, Генеральным секретариатом ВСЦ и Православной рабочей группой был представлен ряд докладов и заявлений.
Состоялась широкая дискуссия, посвященная конструктивному партнерству Православных Церквей в ВСЦ, поиску и улучшению путей и способов сотрудничества в рамках экуменического содружества, усилению роли Православных Церквей в работе ВСЦ и обеспечению дальнейшей эффективности их присутствия в ВСЦ.
1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭКУМЕНИЗМА И УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ВСЦ
Все участники консультации отметили особое, символическое значение того, что она проводилась в 1600–летнюю годовщину II Вселенского Собора, проходившего в Константинополе (май 381 года). Этот Собор, в котором приняло участие сравнительно небольшое число епископов с Востока, был тем не менее признан всеми Вселенским, потому что «он собрал воедино разделенных» и отразил в себе православное осознание целостности Церкви. На нем примирились даже те, кто расходился до этого друг с другом в вероисповедных формулировках, потому что они обрели общее выражение живой Истины Божией, как она выражена в творческом богословском стремлении отцов Церкви.
Участники консультации вдохновлялись и руководствовались этим примером. Осознавая себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, хранящей единую Истину, они единодушно признали экуменическое движение важным знаком нашего времени. Это время ставит перед Православной Церковью серьезные проблемы, на которые она должна со всей ответственностью откликнуться.
В обсуждении вопросов христианского единства участники консультации признали, что «экуменизм в пространстве» (т. е. стремление к единству в наши дни) неотделим от «экуменизма во времени» (т. е. верности апостольскому и святоотеческому учению). Также отмечалась неизбежность определенных противоречий между необходимостью сохранять верность святой церковной традиции и стремлением к развитию экуменических отношений, немедленному и окончательному единению разделенного христианства. Участники встречи отвергли любую возможность компромисса в вероучении и с удовлетворением напомнили, что ЦК ВСЦ на заседании в Торонто (в 1950 году) провозгласил: «Ни одной Церкви не следует бояться вступать во Всемирный Совет из опасения, что это угрожает уничтожением ее наследия».
Были также отмечены еще некоторые важные положения Торонтской декларации, например о том, что «членство в ВСЦ ни в каком смысле не означает, что они принадлежат к какому‑то органу, который выносит решения за них», — более того, «членство не означает, что каждая Церковь должна считать другие Церкви — члены ВСЦ — Церквами в истинном и полном смысле этого слова».
В ходе встречи было признано, что, хотя Торонтская декларация нуждается в развитии или корректировке, она продолжает оставаться существенным фактором, обеспечивающим продолжение участия Православных Церквей в деятельности ВСЦ.
Участники консультации сошлись в своем понимании экуменизма как необходимого выражения соборности. Православная Соборная Церковь прилагает все усилия к единению христиан в той же мере, в какой она не может быть безразличной ко всем другим проявлениям разделения или вражды в человечестве или во всем творении. В своем Воплощении Сын Божий воспринял полноту человеческой природы, и именно в Боге человечество находит свое истинное предназначение и жизнь. Вследствие этого вера во Христа не может отделять наше человеческое стремление к Богу от отношения к деяниям человека в творении и различия между «вертикальным» и «горизонтальным» измерениями Евангелия были отвергнуты, как неприемлемые. Христос воистину жизнь всего мира, и Дух Святой, сошедший на апостолов, «в соединение вся призва» (кондак Пятидесятницы).