Русская Православная Церковь и экуменического движение

Если рассматривать экуменизм в свете соборности Церкви, то становится ясно, что Всемирный Совет Церквей как институт не может считаться единственным олицетворением экуменического движения. И действительно, ВСЦ не включает в себя все существующие сегодня христианские Церкви, кроме того, важная роль в развитии экуменизма принадлежит другим экуменическим организациям и экуменическим начинаниям. Как бы то ни было, сегодня ВСЦ является наиболее представительным экуменическим содружеством, к которому присоединились все Православные Церкви и в котором они нашли:

• возможность живого общения с другими христианами с молитвой друг о друге;

• возможность постоянного богословского диалога о христианском единстве;

• возможность взаимопомощи и сотрудничества Церквей в служении миру и справедливости в обществе, а также во многих иных областях христианской деятельности и миссии в этом мире;

• возможность иметь братские отношения не только с неправославными Церквами, но также и между собой.

По мнению участников, такие результаты работы ВСЦ могли появиться потому, что, согласно определению, принятому в Торонто, он существует, чтобы «служить Церквам, являющимся его членами, как инструмент, посредством которого они могли бы вместе свидетельствовать о их общей преданности Иисусу Христу и сотрудничать в вопросах, требующих совместных действий». Хотя ВСЦ не может «стать Церковью» и не может взять на себя миссию созыва Вселенского Собора, но он заложил и развил основу братства Церквей, которое будет служить единству всех.

Участие Православных Церквей в деятельности ВСЦ является, таким образом, выражением попечения о жизни, спасении и единении всех, которое Церковь имела со времен апостольских. Так, итоговый документ Консультации православных богословов, проходившей с 24 по 30 сентября 1977 года в Новом Валааме (Финляндия), гласит:

«Участие православных в современном экуменическом движении в принципе является не революцией в истории Православной Церкви, а естественным следствием ее постоянной молитвы «о единении всех». Это еще одна попытка применить Апостольскую веру к новым историческим условиям и требованиям современности, подобно тому как это делалось во времена отцов Церкви. Новым является то, что сегодня православные пытаются делать это вместе с другими христианскими объединениями, полнота единства с которыми еще не достигнута. Именно это порождает трудности, но в этом же и признаки видимой надежды на развитие братских отношений, сотрудничества и взаимопонимания».

Православные Церкви — члены ВСЦ посвятили себя такому видению экуменизма и намереваются сохранять верность ему. Но они также считают, что будущее плодотворное участие Православных Церквей в ВСЦ может быть обеспечено только в том случае, если будут учтены некоторые существенные факты прошлого опыта.

2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ В ВСЦ

Настоящая оценка этой проблематики проистекает из следующих убеждений:

1. Православные Церкви сыграли активную роль в основании экуменического движения и являются полноправными членами и партнерами ВСЦ.

2. Православные Церкви, представленные на этой Консультации, признают, что ВСЦ со времени его основания в 1948 году сыграл важную роль в деле единения христиан и общехристианского свидетельства, вселяя надежду, испытуя и обогащая его.

3. Участие в работе ВСЦ — это процесс роста, в котором все Церкви–члены призваны к поиску более полного и эффективного участия на своих собственных условиях, приемлемых для них. Это должно происходить не за счет других Церквей–членов, но во взаимопонимании с ними.