Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым.

40. Поистине странно и исключительно в этом деле то, что не все были совершенны созерцанием [36] и знанием, но были среди них простые разумом и неразвитые. Однако, все они были раньше воспитаны владеть страстями, подавлять стремящиеся к удовольствиям, жизнелюбивые и страстные плотские мысли и соуслаждаться по внутреннему человеку закону Божию (Ср. Римл. VII, 22), а тайное врачующая и младенцев делающая мудрыми благодать Духа, учащая человека знанию, приняв их помышления, возымела силу, усовершенствовала их и удостоила целых и совершенных наград и венцов. Но и находящиеся, еще в живых и оставленные жить не лишились славных наград и воздаяний мученичества. Ибо если, как говорит где‑то богоглаголивый Василий, “ублажи искренно потерпевшего мучение, да будешь мученик помышлением и выйдешь без гонения, без огня, без бичей удостоенным равных с ними наград" (См. Migne, Patrol, gr. 31, col. 508), то не праведнее ли могли бы быть названы скорее мучениками и исповедниками те, которые воспротивились врагу посредством разнообразных подвигов и состязаний, были обагрены собственною кровью и, быть может, претерпели большую боль, нежели лишенные чувства кончиною? Ибо они получили разные тяжкие побои, у одних были разбиты и переломаны руки, у других ноги или какая‑либо другая часть тела, у большинства же головы, и в течение не малого времени они были врачуемы вышеупомянутым отличнейшим врачом, благочестивейшим аввою Фомою весьма успешно и искусно, но и очень болезненно и затруднительно. Ибо он разрезывал пораженные места, обнажал головные части, буравом и долотом, ударяя плотничьим молотом, вынимал сломанные и [37] разбитые косточки, так что обнажалась даже окружающая мозг оболочка и часто брызгала сукровица и гной. Это претерпели не один или двое, но весьма многие. Один старец твердого характера, раненый мечем в руку, когда врач, отчаявшись в излечении ее, захотел пилою отрезать ее от плеча, — увидевши, какую боль терпят врачуемые отцы, и не вынесши тягости операции, совершенно отказался от врачевания. Когда же развилось гниение и у него завелись черви, спустя немного дней он переселился из многострадальной и земной плоти ко Христу в безболезненное упокоение и причтен к святым мученикам, восполнив им число двух десятков, как и у древних сорока святых мучеников страж запечатлел четвертый десяток.

41. Но дабы кто‑нибудь не представил себе, что мы от себя прилагаем к этим блаженным прозвание и наименование мучеников, как бы себе угождая, — мы в защиту сказанного приводим самого учителя церкви. я разумею Иоанна Златоустого, самым ясным образом сие укрепляющего и утверждающего. Именно, в составленной им по главам речи к легко соблазняющимся, в главе 19–й он дословно излагает следующее (Migne, Patrol, gr. 52. col. 519): “Ибо не одни те, которые были привлечены в судилища и получили повеление принести жертву, но не повиновались ему и претерпели то, что претерпели, могут быть названы мучениками, но и те, которые приняли какое‑либо страдание за угодное Богу; а если кто рассмотрит с точностью, то скорее эти, чем те. Ибо не равно, когда предлежит такая гибельная участь и погибель [38] души, принять какое‑либо страдание и не погибнуть, и претерпеть такую же казнь за меньший подвиг. А что не только убиенные, но и уготовившиеся и ставшие к сему готовыми стяжали венец мученический, — то и это самое и то, что я оказал раньше, именно, что и убиенный за меньшее есть мученик совершенный, — я попытаюсь доказать из слов Павла. Ибо блаженный Павел, начав перечислять воссиявших при предках и положив начало от Авеля, затем перейдя к Ною, Аврааму, Исааку. Иакову, Моисею, Иисусу, Давиду, Самуилу, Илии и Елисею, прибавил слова: Итак, и мы имеем такое облегающее нас облако свидетелей (Ср. Евр. XII, 1). Однако, не все они были убиты, а точнее даже ни один, кроме двух или трех, именно Авеля, Захарии и Иоанна, а все прочие окончили жизнь естественною смертью. И сам Иоанн был убит не получивши повеления принести жертву и не исполнив его, не приведенный к алтарю и не привлеченный к идолу, но за одно лишь слово. Ибо он сказал Ироду: “Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего" (Ср. Матф. XIV, 4) и был посажен в темницу и претерпел зарезание. Если же осудивший брак противозаконный, поскольку ему подходило (ибо он не исправил совершенного дурно, но только сказал, а прекратить не имел силы), если сказавший только и ничего от себя не принесший, кроме этого, есть мученик и первый из мучеников, так как был обезглавлен, то претерпевшие столь великие мучения и боровшиеся не с Иродом, а с властителями всей вселенной, восставшие не против противозаконного брака, а на защиту попранных отеческих[39] законов и уставов Церкви, показавшие свободу и словами и делами и каждодневно умирающие мужи, жены и дети, как не могут быть тысячу раз достойными сопричтения к лику мучеников? Ибо и Авраам, не зарезавший сына, зарезал его и слышал свыше голос, говорящий, что “ты не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня" (Быт. XXII, 12). Так повсюду и мысль, когда совершенна будет в доблести, получает целый венец. Если же тот, не пощадивший сына, был так прославляем, то подумай, сколь великую мзду получили не пощадившие себя, не один, два или три дня, но целый год стоявшие в этой битве, поражаемые бранью, обидами, поношениями и клеветами; ибо и сие не мало, почему и Павел дивится сему, говоря: “То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем, то сделавшись общниками претерпевающих так" (Евр. X, 33). Что же можно бы сказать о тех, которые и сами умирают и подвизающихся так умащают?"

42. Вы слышали, братия и отцы, великозвучнейшую трубу церкви, ясно укрепляющую и утверждающую наше мнение. Наша простая и бессвязная речь украсилась возвышенною речью учителя, получив как диадема многоценный смарагд. Сказанное нами выше принято и утверждено достоверностью богоносимого и христогласного и даже более, чем мы желали. Ибо если Иоанн, цикада церкви, так учит, то чье мнение об этом остается еще колеблющимся?

43. Для подтверждения же и удостоверения богорадостного успения сих блаженных и славного их принятия к Спасителю Христу Бог дивных соблаговолил, чтобы в сей день подвига святых явилось [40] нежданное и сверхъестественное чудо, которому два некие человека были очевидцами и достоверными свидетелями. Ибо после второго выхода отцов из той мучительной пещеры, когда там остались усопшие блаженные мученики, и нечестивые пытали их, как сказано выше, один из братий видит одного из усопших и лежащих внутри пещеры, по имени Косму, стоящим впереди ризницы в стороне, с умащенною елеем головою, лицом светлого, весьма сияющего и розового, на вид веселого и радостного, и говорит: “Я дивился, размышляя в себе, во–первых, светлому и радостному взору в такое время и особенно в таком месте, а во–вторых, говорит, тому, как они не пытают и не наказывают его, приведя с нами, но оставили его одного стоять столь безбоязненно и безобидно". Ибо брат тогда еще не знал, что виденный есть один из лежащих внутри покойников.

44. После удаления нечестивых некий старец из отцов, молчальник и многие годы угождавший Богу в пустынях, именем Сергий, скорбя и рыдая об этих печальных событиях, а больше всего о кончине блаженных, возжегши лампаду, вошел в богосозданную церковь, желая пройти в самую глубину (и посмотреть), кто усопшие отцы и сколько их. И видит этого авву Косму, которого видел и брат, выходящим из пещеры в том же светлом образе; и когда они сотворили друг другу метанию по обычаю, авва Косма прошел вперед в ризницу, сказав такое слово: “Помолись за меня". Итак авва Сергий, вошедши со тщанием, осматривал и осязал лица святых; увидев среди них лежащим бездыханным и мертвым этого самого авву Косму, которого он [41] при входе встретил выходящим, он устрашился и быстро вышел, желая еще застать его, и ища повсюду, не мог его найти. Итак он понял, что явившееся ему было некое божественное видение, показанное во свидетельство их преподобной кончины и уготованного им бессмертия и блаженства.

45. Потом, когда в том году случилось в лавре бездождие, в самую ночь славного успения святых, их предстательством и молитвою ниспавший великий дождь наполнил и залил все ямы и приемники лавры. Вскоре же Господь сотворил и отмщение за неправедно пролитую кровь рабов Его и воздал соседям нашим седмерицею в недра их по писанию (Псал. LXXVIII, 10, 12). Ибо, когда возникла смертная болезнь, дерзнувшие на невозможное и совершившие нечестивое варвары и вооружившие их на святых и на лавру были истреблены болезнью, голодом и самою жалкою смертью так быстро друг за другом, что не успевали хоронить и предавать установленному погребению своих умерших, но лишь слегка прикрывали их насыпью или бросали в пещеры и ущелья; псы же, откапывая и растерзывая их, делали своею пищею и добычею, так что все дивились поразившей их внезапной гибели и уничтожению, исчезновению беззаконных и скорому отмщению Божию и воспели с пророком Давидом: “Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние встающего" (Псал. LXXII, 19, 50).

46. Не скрою еще, что мне рассказал достойный веры пресвитер. Этот добродетельный муж, языком сириец, возымел большое желание изучить еллинский говор и наречие; и вот, с большим трудом [42] выучив псалтырь, он тщательно и трудолюбиво прилежал к чтению святого писания, жаждая изощрить и приучить свой язык; но с трудом и тяжестью преодолевая изучение чтения, он пал духом. Заснувшему ему явилось видение одного из сих святых отцов, Анастасия протодиакона, о котором мы и помянули; он был другом Папии и спросил (говорит) причину его уныния; он же объяснил, жалуясь на трудность учения. На это святой, улыбаясь, сказал: “Открой рот и высунь мне язык твой"и, вынув у себя некий новый лоскут, обтер язык и, очистив кругом какой‑то густой зеленоватый налет, исчез. Спящий пробудился, и пресвитер утверждает, что с того дня он почувствовал такое понимание наречия и легкую подвижность своего языка при чтении и учении, что сам поражался и дивился Божию промышлению и благодати святых.

47. Но это — малые свидетельства вашей благодати, о святые и желанные Богу мученики! А вашу славу в небесах, которой вы ныне достойно причастны, кто может достаточно разъяснить? Ибо вы, богоблаженные, блаженны потому, что, будучи тиранически извергнуты из земной жизни, удостоились благожития небесных. Блаженны вы, отцы всесчастливые, потому что и до физической смерти вы добровольно распяли и умертвили себя для всего мира и в обновлении жизни поревновали на земле равноангельскому житию. Блаженны вы, отцы всепреподобные, потому что и в сей временной жизни подчинили закону жизни плотское помышление, противящееся закону разума. Блаженны вы, отцы всеотличные, потому что, объяв плотские страсти трудами и напряжениями подвижничества, соделали тело удобоправивым и подвластным душе и [43]поработили худшее лучшему, а разум благопослушно подчинили закону Христову. Блаженны вы, отцы всеславные, потому что соблюли достоинство души не порабощенным плотским вожделениям и наслаждениям, а благородство образа сберегли не униженным и чистоту и красоту очертаний его сохранили несмешанною и неизменною. Блаженны вы, отцы вседоблестные, потому что, восписав в себе добродетели из учения Писаний, как некие искусные живописцы раскраску, и отподобив их в душах ваших, показали себя миру одушевленным образом и богоподобным оттиском и снимком. Блаженны вы, отцы достоуважаемые, потому что ни одно из благ в жизни не смогло прельстить и обмануть сердце ваше и отвратить, отторгнуть и оттолкнуть от созерцания Бога и услаждения. Блаженны вы, отцы достохвальные, потому что все душевное желание напрягли к Богу и наслаждению божественному, а ум обратили, как меч некий, против одного греха и его виновника и родителя. Блаженны вы, отцы дивные, потому что разумно уклонились идти по широкому пути наслаждений, как ведущему к гибельному пределу, и неотвратимо и неуклонно избрали совершать узкий и печальный путь, ведущий путников к блаженному и трикраты счастливому концу. Блаженны вы, отцы непобедимые, потому что враг, вытребовавший и вас, как многострадального Иова, опустошив всю стрельницу своего лукавства и всячески стараясь, не смог покорить напряжение и непобедимость души вашей.

48. Блаженны вы, отцы богомудрые, потому что, причастившись страстей Христовых сперва искусом, а потом и подвигом, впоследствии естественно стали Ему причастниками славы: “если с Ним страдаем, [44] говорит, чтобы с Ним и прославиться и вечно соцарствовать" (Ср. Римл. VIII, 17; Тим. 2, II, 12). Блаженны вы, отцы воспеваемые, потому что “против начал и властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы" (Ефес. VI, 12) за небесное невидимо поборовшись и видимо победивши, вы отвратили вспять видимых врагов истины, мужественно одолевши их перенесением мук и твердостью до смерти. Блаженны вы, отцы всеславимые. потому что обеими борьбами обратив в бегство обоих супостатов и врагов, юношески подвизавшись и в разнообразных войнах оказав мужество с обеих сторон, наиправедно и прилично были увенчаны. Блаженны вы, отцы трикраты величайшие, потому что чрез дым и воню огня смертного и легкоисчезающего вполне избежали испытание и угрозу неисчезающего и неугасимого огня и к тому пожали благовонные плоды райские. Блаженны вы, отцы трикраты желанные, потому что вкратце угнетенные удушением получили освежение и упокоение в месте злачном. Блаженны вы, отцы всечестные, потому что, заключенные в месте тесном и мрачном и лишенные жизни кратковременной, перешли в луга вечноцветущие, пространные и порождающие бессмертные цветы, где сияет свет неугасимый и невечерний и откуда отбежало осенение всякой болезни, воздыхания и печали. Блаженны вы, отцы всесвятые, потому что соделались для Христа славным и приятным прибавлением и запечатлением иже от века мучеников, не во время гонения стяжавши совершенный венец мученичества. Блаженны вы, отцы боговдохновенные, потому что, очистив и освятив постом свои души [45] и тела, освятили и просветили сорокадневный пост, в нем пришедши ко Христу кровью и, пострадав ранее его спасительной страсти за мир, отпраздновали с ним живоносную пасху, совершив бегство, освобождение и переход от греха и горестного работодателя мысленного Фараона и всего египетского темного блуждания, как и славные и победоносные воины и венценосцы Христовы сорок мучеников.

49. Помяните, отцы приснопамятные, и нас, с кем, живя во плоти, имели общение и братски сожительствовали. Если даже ныне, покинув пребывание на земле, вы покоитесь с небожителями в свете и радости, то не забудьте и братства нашего и нашей лавры и сопутствия, которое ныне проводило вас от земли на небеса. Ибо и мы блаженны ради вас, трикраты блаженные, что воспослали Господу Христу такой святой начаток и всесвященную вершину, жертву Богу приемлемую в воню благоухания чистую, непорочную и благоприятную.

Предстательствуйте и за общую и единую православную церковь, чтобы дано было отпущение от многообразно измышляемых и восставляемых ей[46] врагами истины искушений и беспокойств, и уделено было безмятежие, благоустройство и прекращение и отдохновение от всякой неприятности и смятения.

50. Помяните и недостойного молящего вас, принесшего сей недостойный вас начаток слова и ткущего гимны, простые и далеко отстающие от вашего достоинства и все‑таки составленные по мере силы и ныне усерднейше принесенные. Вымолите, отцы достопамятные и достохвальные, чтобы и моему ничтожеству было даровано прегрешений отпущение, страстей очищение, жизни желанное и мирное продолжение и исход, от геенны и наказания искупление и непостыдное предстояние пред лицом Христа и Спасителя не вдали от вашего обиталища и стояния, хотя и свыше достоинства будет даруемое.

51.