Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым.

ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего

МАРТИНИАНА.

1. Весьма близко к Кесарии Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега. К этой горе прилежит пустыня, цветущая многими прекрасными мужами, из коих один есть и божественный Мартиниан. Сей измлада, возлюбив Бога, входит в эту пустыню, достигнув 18–ти лет; прожив в ней 26 лет; он исправил всякий вид доблести и излечивал всякую человеческую болезнь, сделавшись отличным врачом не только тел, во и душ. Посему лукавый не переставал воздвигать на него множество искушений, из коих одно я расскажу вкратце.

2. Когда однажды преподобный пел псалмы, прелестник, сделавшись как бы драконом и подползши к дому, в котором пел святой, начал подрывать часть основания, чтобы внушить ему страх и вложить робкие мысли. Но преподобный, оставшись неустрашимым, по окончании псалма выглянул из оконца и сказал ему: «Что ты трудишься всуе, ползая по земле, как тебе и подобает? Ибо мне бояться твоих замыслов все равно, что ужасаться сновидений». Враг услышал это и тотчас, убежав как вихрь, [118] делается невидимым, говоря: «Подожди меня, подожди, и я наведу на тебя страсть, которой ты не сможешь противостоять; но я заставлю тебя скоро выбежать и из этого домика». Итак, он, убегая, говорил это, а блаженный, не услышав ничего из сказанного, обернувшись, пребывал в покое, услаждаясь божественным чтением писаний.

3. Но лукавый был лукав как всегда, так и ныне, и что он делает? Когда некие люди шли по дороге и вспоминали о подвигах преподобного, некая женщина прислушивалась к словам их; сделавшись языком и устами лукавому, она говорит им: «Кто сей, возбуждающий ваше удивление? Если я захочу, он легко будет извергнут. Ибо что он творит великое? Он заперся и величается целомудрием. Так будет гордиться и сено, сохраняясь несгораемым вдали от огня. Если он останется бесстрастен, когда я подойду к нему, тогда я поверю, что вы говорите правильно, и увенчаю мужа многими хвалами». Так сказавши и заключив условие с этими людьми, она тотчас устраивает коварство, как изощренную бритву (Псал. LI, 4). Именно, надев худое платье, положив свои украшения в кошель и взяв его с собою, взошла на гору, где был и святой, когда наступила ночь, шел сильный дождь и дули тяжкие ветры. Уже подойдя близко к нему, она испускала жалобные слова, говоря: «Помилуй меня, раб Божий, помилуй заблудившуюся и уже предлежащую на пищу зверям; ибо я, несчастная, сбилась с дороги и не знаю, куда идти. Итак, не отринь меня жалкую, не погнушайся грешницы, ибо и я создание [119] Божие. Ибо если ты презришь меня, то предашь душу зверям, и суд будет сожигать твою душу».

4. Когда она говорила это со слезами, преподобный, выглянув через оконце и увидев ее в таком жалком состоянии, поражается в душе, говоря в себе: «Увы, что мне делать? Если я не введу ее, она будет съедена зверями; введя же, я боюсь, чтобы враг не ископал мне ямы чрез нее». Затем он сказал и к Богу: «На Тебя, Господи, уповал я, да не постыжусь во век, но спаси меня по воле Твоей и покрой, благословенный во веки. Аминь». Так сказавши, приотворяет дверь и, введя ее и возжегши огонь, говорит: «Женщина, грейся». Принеся и финики и предложив ей (ибо вне его келии стояли две финиковые пальмы), говорит: «Поешь и останься здесь и позаботься о себе». Так сказавши и оставив ее, он вошел во внутреннюю келлию и, помолившись, предался сну, имея вместо постели голую землю, как было у него в обычае.

5. Женщина же, проснувшись в эту ночь, одевается и украшает себя, чтобы прельстить святого.

Что значит это великое твое воздержание для удручения твоей красоты и прелести? И какое [120] писание говорит не есть, не пить, не соединяться с женою? Кто из пророков или патриархов не сопрягся с женою? Кто же, сопрягшись, стал изверженным из царства небесного? Не Енох ли, не Авраам, не Иаков, не великий Моисей, жившие с женами, стали великими и любезными Богу? Что же божественный Давид? Что же остальной лик святых, чтобы не назвать и Петра верховного? Разве и они, причастившиеся к браку и бывшие отцами детей, не были потом славно удостоены царства небесного?» Так говоря (ибо она имела лукавого подсказчиком) и гладя его руки и льстя словами, она начала колебать твердыню души его.

6.