Жития византийских святых

Спустя три года меня охватило желание сходить на моление в Иерусалим, чтобы поклониться святому воскресению Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и я спросил позволения у моего святейшего епископа, владыки Нонна. Он отпустил меня и говорит мне: “Брат диакон, если пойдешь, поищи монашествующего евнуха по имени Пелагий, который долгое время подвизается там затворником;[70] посети его, и это будет тебе на пользу”. Сам же говорил он мне о рабе Божьей, но не открыл того.

Двинувшись в путь, я пришел в святые места и поклонился Пречестному древу и Святому Воскресению; а наутро стал искать святого Пелагия и, нашедши, остановился у его келии на Елеонской горе, [58] где молился Господь. Когда же я увидел, что у кельи нет входных дверей и со всех сторон глухие стены с одним только маленьким оконцем, да и то было плотно притворено, постучал, и Пелагий отпер. Взглянув на меня — на самом деле то была раба Божия, — она узнала меня, я же ее вовсе не узнал. И как бы я мог узнать, раз ее невиданная и удивительная красота так увяла от строгого воздержания и истаяла, словно воск? Ведь ее прежде полные прелести глаза глубоко запали и едва виднелись, а соответствие в прекрасном ее облике исчезло от чрезмерных лишений. Весь Иерусалим думал, что это евнух, и никто не подозревал в ней женщины, даже я не чаял ничего подобного; я получил от нее как от мужчины благословение, и после того она говорит мне: “Почтенный брат мой, не под началом ли ты владыки Нонна, епископа?”. Я ответил: “Да, досточтимый отче”. Она говорит мне: “Пусть молится за меня — ведь твой досточтимый епископ — апостол Господень”. Затем сказала: “Молись за меня, почтенный брат мой”, затворила оконце и стала петь псалом третьего часа. [59] А я постоял возле ее келии, и помолился, и ушел оттуда, получив величайшее назидание от ангельских словес ее и ни о чем не догадываясь. В течение дня я ходил по монастырям, чтобы [71] помолиться и принять благословение святых отцов. Повсюду в этих монастырях шла молва о святом Пелагии. И на второй день пришел к ее келии за благословением, я не получил ответа, а на третий день сказал себе: “Вот я приходил сюда раз и другой раз, но не имел ответа. Не ушел ли отсюда тот раб Божий?”. С этими словами я стал со всех сторон оглядывать келию. Так как выхода нигде не было, мне пришла на ум другая мысль, и охватило меня благочестивое раздумие: “Уж не умер ли, — говорил я себе, — живший здесь святой монах?”, и стал старательнее смотреть, не разгляжу ли чего через оконце. Так как я не только ничего не увидел, но даже не услышал, чтобы кто-нибудь внутри, как прежде, пел или хотя дышал, я решил снять с оконца глиняную замазку и посмотреть повнимательнее. Сделав это, я просунул голову и вот вижу, что святой мертв и благолепно покоится на земле. Тут я снова захлопнул оконце, замазал его глиной и, славя Бога, поспешил в Иерусалим, рассказывая живущим там о кончине святого монаха чудотворца Пелагия. Тотчас иноки из Никополя, Иерихона и из монастырей по ту сторону Иордана в великом множестве собрались на Елеонской горе. Выломав двери келий, они вынесли тело святого, многоценнее всякого золота и дорогих камней, дали ему целование и с великим почетом и благоговением положили на ложе. Когда святейший епископ, тоже прибывший туда, равно как досточтимые отцы, обряжали Пелагия и умащали миром, они увидели, что Пелагий по природе своей истинно был женщиной, и все велегласно [72] воскликнули: “Слава Тебе, Господи, что много у тебя сокровенных на земле святых, не только мужей, но и жен”. И так всему сошедшемуся народу стало известно это великое чудо, а собрались туда также и все монахини женских монастырей. Святые отцы со свечами и кадилами несли на руках святые останки Пелагии и погребли их на почетном и святом месте. Такова жизнь блудницы, таковы деяния распутной женщины. Господь да дарует Свою милость в день суда и нам, равно как ей, ибо слава его во веки веков. Аминь.

Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника

Пер. с изд.: Das Leben d. heil. Symeon Stylites ed H. Leitzmann. Leipzig. 1908 = Texte und Undersuchungen zur Gesch. d. altchristl. Literatur, Bd. 32, H. 4.

Дивное и невиданное чудо произошло в наши дни. Я, грешный и смиренный Антоний, решил записать, что помню. Ведь сказание о нем исполнено пользы и назидания. Поэтому прошу — склоните свой слух и послушайте, что помню.

В детские годы святой и блаженнейший Симеон, подобно пророку Давиду, пас стада отца своего, а по святым воскресеньям ходил в церковь ради слова божьего и с охотой слушал священное писание, не зная, чему внимает. Войдя в возраст и побуждаемый словом божиим, приходит он //73//

однажды в святую церковь, когда читают Апостола, и спрашивает одного старика: "Скажи мне, отец, что это такое читают?". Старик говорит ему: "О воздержании души". Симеон говорит: "А что такое воздержание души?". Старик говорит ему: "Дитя, что ты меня спрашиваешь? Ведь я вижу, что ты, хотя и молод годами, по разуму уже старец". Святой Симеон говорит ему: "Я не искушаю тебя, отец, но удивляюсь этому слову". Старик говорит: "Воздержание — это спасение души, указующее путь к свету и вводящее в царствие небесное". Святой Симеон говорит ему: "Объясни, почтенный отец, что ты говоришь, потому что я простой человек". Старик говорит ему: "Дитя, это когда кто прилежно постится и рачительно творит Господу все молитвы, т. е. в третий час одну и в шестой, в девятый, двенадцатый и в следующие часы, как это совершается в монастырях. Познал ли ты, дитя, что такое ты услышал, рассуди об этом в своем сердце. Ведь должно тебе алкать, жаждать, претерпеть обиды, заушения и брань, стенать, плакать, скорбеть, отчаяться, обрести покой, возжелать, отречься от себя, унизиться и много страдать от людей и так быть утешену ангелами. Вот ты все выслушал, Бог славы да даст тебе ум добрый по воле своей".

Выслушав это, святой Симеон вышел из церкви, приходит в пустынное место, бросается на лицо свое, семь дней плачет и молится Богу, не вкушая ни еды, ни питья. По прошествии семи дней он встает и бегом устремляется в монастырь и с воплем падает в ноги архимандриту, говоря: "Помилуй, отец, меня, жалкого и несчастного, спаси ду-//74//

шу, гибнущую и желающую послужить Богу". Архимандрит говорит ему: "Кто ты и чей родом? Как тебе имя и откуда ты пришел?". Блаженный Симеон говорит: "Родом я — свободный, по имени Симеон; как пришел сюда и кто мои родители, умоляю тебя, владыка, не спрашивай, а искупи себе одну погибающую душу". Услышав это, архимандрит поднял его с земли и говорит: "Если ты от Бога, Господь сохранит тебя ото всякого злого и лукавого дела, и ты будешь служить всем, чтобы все возлюбили тебя".

Родители же Симеона не переставали оплакивать и разыскивать его. Святой жил в монастыре, подчиняясь всем, всеми любимый и исполняя монастырское правило. Однажды он вышел из монастыря и видит у колодца, откуда черпали воду, бадью с веревкой. Отвязав веревку, Симеон идет в уединенное место и обвязывает все свое тело этой веревкой, надевает поверх власяной стихарь и, вернувшись в монастырь, говорит братьям: "Я пошел за водой и не нашел на бадье веревки". Братья говорят ему: "Молчи, чтоб не донесли архимандриту". Никто не знал, что он под одеждой обвязался этой веревкой и так ходил с нею год и больше. А веревка въелась в мясо и глубоко ушла в загнившую плоть праведника. И от злосмрадия веревки никто не мог стать рядом и никто не узнал этой тайны. Постель же Симеона кишела червями, и никто не знал об этом.

Получая еду, святой тайно ото всех отдавал ее нищим. В один из дней какой-то монах выходит из монастыря и застает его за тем, как он раздавал нищим свой хлеб и бобы. Вся братия постилась до //75//