The Life of Andrew the Fool-for-God

Епифаний спросил:"Как существуют родитель Отец, рожденный Сын и Дух Святой?"Святой ответил:"Можно рассмотреть все это, исходя из строения человека, ибо Отец есть ум, Сын — слово, Дух — свободное дыхание, с помощью которого мы вдыхаем воздух. Ведь, подобно тому как кто‑либо владеет собственным разумом, разум — словом и они принадлежат единому целому вместе с телом (ибо душа является умственной, говорящей и духовной, и при этом сущность души — это одно, сущность ума — другое, а сущность слова — третье, как я полагаю; однако суть каждого из них одна, и природа одна, как очевидно, и энергия — одна и та же, и воля их одна, за исключением тела), в соответствии с этим исследуй и божественность, и ты обнаружишь, что разумом является Отец, словом — единородный Сын его, а духом — Дух Святой, потому что через эти три ипостаси единый Бог и воспринимается, и провозглашается подобающим Богу образом".

Епифаний промолвил:"Можно ли считать Божество антропоморфным?"Блаженный ответил:"Никоим образом, дитя, не является Оно, как ты говоришь, антропоморфным и не похоже ни на какое творение, но ведь никто и не видел, каково Оно, чтобы описать Его форму. Однако Бог часто является зримым для избранных своих, представляя Себя так, как того требует сила желающих увидеть Его".

Епифаний спросил:"Как может Христос, Бог и человек, имеющий одну ипостась и в божественности и в человечности, называться единым же Сыном с двойной природой?"Святой ответил:"Не смей [говорить так]!

Единым Сыном Он называется потому, что из одной ипостаси происходят человечность Его и божественность, подобно тому как и мягкая природа воды часто, когда замерзает, приобретает два названия, что легко доказать: ведь когда это собственно вода, она имеет одно название, когда же в лед обращается, по необходимости приобретает и другое, чтобы называться льдом. Таким же образом, наконец, и Божественное Слово, пока не стало плотью, считалось Богом, а после воплощения и Божественное Слово, и Сын Человеческий стали называться единым Сыном Бога, осуществившимся благодаря своему единству в двух последовательных сущностях".

Епифаний спросил:"А видимое небо — какой покров оно имеет над собой?"Святой отвечает:"Как снизу облака его покрывают, так и сверху оно покрыто громадой вод. Ибо говорит Давид:"Покрывающий небо водами", предлагая в качестве ответа слово"основание"". Говорит Епифаний:"Сколько же, как кажется, небес существует? Одно, согласно Моисею, или есть также другие?"Святой сказал:"Если Моисей говорил иудеям, живущим в тени и пригвожденным к светильнику, что в начале сотворил Бог видимое небо и землю, лишь одно назвав небом, то блаженный Павел, ставший законодателем новой благодати, воскликнул:"Бог знает, что этот человек был восхищен до третьего неба". Тот говорит, что небо одно, видимое, апостол же — что есть видимое и невидимые. Посему надо верить новому законодателю, ибо связанное с новой благодатью исполнено определенности и всякой истины и благочестия".

Епифаний промолвил:"На небе существуют духовные воинства и над ними — Бог: что же находится выше Бога? Открой мне, прошу!"Святой говорит:"Клянусь Иисусом, когда ты спрашиваешь об этом, то говоришь о возвышенном и недосягаемом, однако я открою тебе и это. Над всеми духовными силами находится Бог, и справа от Него восседает Христос на грозном, как молния, престоле, а от Него исходит грозное сияние грозного света в сладостном благоухании, питающее все небесные войска. Выше Бога находится воздух, словно янтарь, белый, как снег, и он простирается в бесконечную вышину, а в нем — божественность, и снова уходит в грозную вышину и в зияющее море тот воздух, и в нем божественность. Итак, дитя мое, нет предела этой вышине, посмотришь ли ты в ту или в эту сторону, — все одно и то же, потому что никогда не обнаружишь ты границы воздуха и божественности: ведь бездна воздуха взывает к бездне, как слуга к грозной сути Божества, и к молнии — неизреченной божественности". Епифаний говорит:"Откуда ты столь точно знаешь об этом и говоришь так, будто всегда это знал?"Святой ответил:"Тот, чьи духовные глаза Бог откроет и осветит, многое знает и видит, а видя, впадает в экстаз".

Говорит Епифаний:"Какую разгадку имеет реченное Господом:"Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу""А святой ответил:"Поскольку Великое Око, предвидевшее будущее, словно пророк, узрело, что предстоит Иерусалиму перейти в руки римлян для полного истребления из‑за неверия его, и предрекло им следующее: если случится бегство их зимою или в субботу (согласно их обычаю, по субботам они лежат распростертые и никак не могут подняться и бежать), то они безвозвратно попадут в руки врагов. Что же до зимы, то я полагаю, что Оно говорило так из‑за холода и необитаемости гор, ибо, если они убегут, то где найдут, чтобы укрыться, если велика жестокость зимы в горах? Однако истина была скрыта в этом намеке, и случилось, как Оно предсказало: ведь текло Оно, что камня на камне не будет там найдено. И случилось так: по истечении некоторого времени пришедший из Рима Антиох по слову Господа довершил для них все несчастия, о которых Создатель ранее говорил намеками".[20]

Епифаний промолвил:"Что сказал пророк:"День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание"?"Блаженный ответил:"Подойди ближе к Иордану, и найдешь искомое. Ведь Отец — это день, или свет, и крещеный Сын — это день, или свет, а слово, которое в середине, — это Дух Святой, потому что в образе голубя он туда спустился; ведь апостол Павел говорит о Духе:"И меч духовный, который есть Слово Божие"; а Предтеча — ночь по отношению к божественности, иудеи, в свою очередь, — более слабая ночь в отношении Предтечи; а знанием является вера в Отца, и Сына, и Святого Духа, провозглашенная Иоанном иудеям".

Епифаний говорит:"Вода, изливающаяся из дождевых туч зимой, с неба проистекает или из другого места в облаках собирается?"Святой ответил:""Я полагаю радугу мою, — говорит Бог, — в облаках": эта радуга, таким образом, по повелению Бога, собирает морские воды, будто мех, и кладет в полости облаков. И когда Бог подаст знак отдать их земле, вырывается ветер с громким ревом из чрева радуги; а ветер тот гремящий и будоражащий и лишь просверлит тучи внутри, создавая полость для воды, изливает ее по ширине облака, получившего, как я говорил, это отверстие. Поэтому тучи увеличиваются, чтобы быть готовыми принять воды. И вот когда придет первый грозовой ветер, уплотнит тучи и наполнит их влагой, тогда, в свой черед, поднимается другой ветер, пропитанный водою и тоже грозовой, и наполняет облака водой, насыщая их, как губки. А после этого открывается другое хранилище из содержащих воду и вырывается ветер, находящийся в нем, вместе с громом, прокладывая подступающей воде путь к облакам. Таким образом, всякий раз как открывается хранилище вод, слышны и раскаты грома, ибо гром предшествует воде. Однако часто идет дождь без грома: но эти стихии не проистекают сами по себе, а Господь Бог приказывает, чтобы его ангелы направляли их, как и все небесные стихии".

Молвил Епифаний:"Из‑за чего Христос назвал Иоанна Богослова Сыном Грома?"Святой ответил:"Я думаю, из‑за того, что он черпал заповедные воды Евангелия из бессмертного источника. Ведь Господь — тайный гром, ибо он поднялся в духе на небеса, как апостол (а апостолы — небеса духовные), и прогремел через них Евангелием всему Творению. Итак, Господь — гром, сын же грома — Богослов, ибо страшнее его никто другой не мог греметь, он есть сын Бога благодаря исключительной милости, как никто другой. Гром, стало быть, есть Дух Святой, Иоанн же — сын Святого Духа, как и Господь говорил святейшей Богоматери, когда Он висел на кресте:"Жено, се сын Твой". И снова взошел на небеса Господь после воскресения из мертвых и воссел одесную Отца своего, и тогда загрохотал Он сильным громом с помощью Святого Духа, ниспослав Его в образе огненных языков на апостолов. Главою евангелистов является Богослов, и Белым Конем прозывается, и Сыном Грома".

Епифаний сказал:"Откуда выходит молния и какова ее сущность?" Святой ответил:"Сифоны собирают морские, речные и озерные воды и, наполнившись ими, поднимаются вверх и опорожняются в бездны хранилищ, и, когда наполняют их все, то расходятся, так как остаются частично твердыми по своей структуре. Итак, молния является защитой тех хранилищ и удерживает в себе всю воду, и пожирает всю ее соль и грязь, если, конечно, она из моря; и спускается ангел Господень, и древом драгоценного Креста явно подслащивает те воды. Впрочем, молния предшествует грому, завершает натиском свой путь в облаках и очищает, и приготавливает их, и, если окажется промежуток в облаках, выстраивает их по прямой. Чаще всего она изливается в воздух, сверкая и вспыхивая у земли, и часто, если велик ее натиск, она появляется, сверкает и достает даже до земли, и все, чего коснется, пожирает и сжигает. Ведь силой воспламенения она обладает, превосходящей земной огонь, а может быть, говорю, и негасимый огонь Наказания. Что касается того, что Бог произвел эту молнию ради дождя, то это не мое мнение, ибо пророк говорит о ней:"Молнии Бог сотворил для дождя", — а другой пророк говорит:"Направляющий воды при помощи молний и ливнями выплескивающий в глотки облаков дождевую воду". А сущность молнии происходит из небесного огня: подобно тому как солнце производит свое сияние через собственные лучи, так и молния является отблеском вечного огня, то есть находящегося над твердью. Представь же тот небесный огонь, который Илия молитвой низвел на дрова, и на всесожжение, и на жрецов стыда, и на пророков Иезавели: молния стала материальным и овеществленным отблеском этого огня".

Епифаний спросил:"Правы ли говорящие, что это пророк Илия громыхает в повозке и сверкает молниями в облаках и что он преследует дракона?"Отвечает святой:"Нет, дитя, совершенно не так! Крайне неразумно даже ушами воспринимать это; ведь только люди, поврежденные умом, из собственных измышлений написали такое, как"Христос, слепив из глины воробьев перед иудеями, дунул на них и бросил в воздух, и они полетели"и еще:"Снег стал мукою"; ведь как это ложь, так и то ложь. О, сколько чудовищного проповедовали еретики, искажая учение — знай это! И нужно, чтобы каждый христианин отвергал такое. Илия, следовательно, не пребывает на небе, вовсе нет, да и на колеснице не восседает, но, что касается дождей, то он имеет милость упросить Бога, чтобы в засушливое время Он дал земле дождь, поскольку никто не восходил на небо, но только Сын Человеческий, сущий на небесах. А он живет во плоти и находится на земле, живет и Енох и ходит среди многих, и нет никого, кто бы знал его, живет также и Иоанн Богослов и существует в мире, как жемчужина в грязи, отпущенный жить во плоти на земле пред ликом Иисуса Христа, дабы заглаживать наши грехи и отвращать праведный гнев Его, направленный на нас, когда умножатся заблуждения наши до того, чтобы истребить нас за грехи наши. Так, многие праведники видели его,[21] но не открыли его из‑за маловерия и суетливости порочного человеческого разума. Итак, эти трое будут жить до конца и, сразившись с Антихристом, победят его, и, таким образом, будут увенчаны венком мученичества от Христа–Бога. Вот как обстоит дело с этим. А что до того, что молния испепеляет дракона, я не сомневаюсь, ибо это истинно; однако это не святой Илия посылает молнии, а ангел Господень, навечно для этого назначенный. Дракон же вот откуда берется: демон смотрит на змей и проникает в того змея, который понравится, и он срастается с ним и становится его компаньоном и товарищем в злодеяниях, и по прошествии времени демон превращает змея в огромный, страшный, наглый и очень злой фантом; и он вовсе не отделяется от него, но пребывает в нем, нанося большой вред. Таким способом змей превращается в дракона, зверя жестокого и гибельного, не только потому, что он существует как единое зло, но и потому, что проникает также и в дьявола, и зло становится двойным, согласно сказавшему:"Обрел сатана дьявола". И вот когда замыслит дьявол, находящийся в змее, выйти из своего логова и учинить кому‑нибудь вред или несправедливость, посмотрит Бог сверху и, не желая, чтобы свершилось зло, кивнет ангелу молнии, и тотчас тот начинает греметь на дракона и посылает поток молний, и испепеляет его. Дьявол же, заключенный в змее, защищая его, поднимается в воздух и убегает в ужасном страхе и трепете, вызванном молнией. Убегая же, он стремится повиснуть на человеке, с тем чтобы самому спастись, когда Бог пощадит человека. Но Бог, ведающий скрытое, узнав цель глупца, дает знак ангелу молнии и говорит:"Уничтожь друга с врагом", это означает, что"даже если он найдет убежище в святом, сожги его вместе с ним, а Я удостою раба своего большего утешения". Впрочем, где бы он ни настиг его, даже если тот найдет убежище на дереве, в поле, в доме, на корабле или в человеке, там он его и поражает, испепеляет и уничтожает его природу. Сатану же он ввергает в нерасторжимые оковы, сжигая молнией, вплоть до самого полного воздаяния".

Говорит Епифаний:"Отчего становится белым снег, падающий с неба, и как он затвердевает, обращаясь в снег?"Святой ответил:"Совершенно ясно, что, пока вода находится в облаках, по приказанию Бога, выходит из тверди дух, белый, как шерсть, и падает он на облака, еще наполненные водой, и делает воду белой сверх меры таким же образом, каким роса отбеливает воск. А вода, слишком белая и сладкая, спускаясь через воздух, затвердевает в снег под воздействием холодного воздуха. Но с той высоты она нисходит, будучи не такой тонкой, как когда достигает земли, но толще. Однако, нисходя, она разъединяется и разделяется на множество кусочков. Посмотри же на потрясающую силу Бога: когда Ему хочется, Он делает так, что на землю идет дождь, словно круглое зерно, который мы обычно называем градом, а в другой раз делает его мягким по природе, обращая в снег, будто в шерсть, и в таком виде снег переносится на землю; а иной раз прикажет, и превращается вода в лед, а лед в воду: дивен, в самом деле, Господь в этом".

Епифаний промолвил:"Как объяснить:"ибо чаша в руке Господа, полная питья — вина несмешанного, и Он наклонял ее из одной стороны в другую, но осадок его не был полностью вылит, и будут пить все грешники земли"?"Святой ответил:"Господь наш изрек:"Кто жаждет, иди ко мне и пей". Мысль же сея духовна: ведь чаша — это Господь Иисус, совершенный Человек, вино несмешанное — Слово Божественности; Богом ведь и Человеком был одновременно Господь Иисус, чаша — человечность Его, вино несмешанное и истинное — божественность Его. Но без сосуда вино не держится; так и без плоти мудрость Бога была невидимой и не допускала общения с людьми. И вот, в руке Отца — Сын Человеческий, ибо Сам изрек:"Отче, в руки Твои предаю дух Мой". Теперь по поводу"полная питья": вся Его божественность — сладкое питье, услаждающее сердца наши, — тех, кто верит в Него, а"полная божественности несмешанной", то есть истинной, — это человечность Его. По поводу"наклонял из стороны в сторону": Он пришел, воплотившись, в народ иудейский, дабы через вочеловечивание дать им познать заключенную внутрь несмешанную божественность; но они не поверили. Он сотворил знаки и чудеса пред ними — они подумали, что Он сделал это при помощи магии. Но Отец, державший в руке Своей чашу, увидав, что не верят они единородному Его Сыну и что они убили Его, отнял благодать свою у народа иудейского. Все отнял Он у иудеев и передал римлянам, только осадок не был вылит полностью. Он повернул свою Благую Весть от иудеев к народам, хранимым Богом. Затем Он также излил на нас, апостолов, и Всесвятой Дух, и всякую благодать, и знание боговдохновенного Писания, только осадок его не был полностью вылит. И как осадок вина в бочке не выливается"так буква закона бездейственна и бесполезна, ибо надежда иудеев — осадок: ведь все еще рассеянные по всей земле, они пьют свое заблуждение в осадке, ожидая Антихриста".