Житие святителя Тихона Задонского

ХII.

Тульской губернии и уезда, сельца Воловникова, жена временнообязанного из крестьян г. Хрущева Афанасия Васильевича, Агриппина Климентьевна, 25-ти лет от роду, с раннего возраста чувствовала по временам головную боль. После же выхода в замужество, когда ей исполнилось 17 лет, в ней обнаружились от неведомой причины припадки беснования, с которыми соединялись еще, как у бесноватого в Евангелии упоминаемого (Мф. 12:22), глухота, немота и потеря зрения.

Несчастная всегда подтвергалась беснованию при звуках благовеста, призывавшего верных к литургии. Когда она оставалась и дома в часы принесения бескровной жертвы; меньше чувствовала страданий, но не избавлялась от них. Так победоносна для падшего духа, исконного человекоубийцы, искупительная жертва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Когда же бесноватую, всегда против ее желания, приводили в церковь, то в важнейшие минуты Богослужения, как, например, при чтении Евангелия и т. п., она падала на пол, билась, странным голосом выла и рыдала, не произнося, однако же, внятных слов, не открывая глаз, не чувствуя голоса и никаких стараний, унимавших ее. В то же время, к ужасу зрителей, живот у нее увеличивался и делался твердым, подобно камню. Для беспрепятственности Богослужения и спокойствия молящихся ее выводили вон из храма; она постепенно и нескоро приходила в себя и не в иное время опять могла войти в церковь, как уже по совершенным окончании Богослужения. Из церкви пришедши домой, она целый день лежала в сильном изнеможении. На другой день она хотя могла ходить и кое-что по хозяйству делать, но, обыкновенно, чувствовала себя еще очень слабой. Таким же припадкам, только сравнительно с наименьшей силой и продолжительностью, подвергалась она во время молебствий, совершаемых священно-церковно служителями в месте ее жительства — у родных. Около восьми лет продолжались такого рода страдания.

Услышав о предстоящем открытии мощей святителя Тихона и о благодатных исцелениях у его гроба, бесноватая уговорила своего мужа, Афанасия Васильевича, сопутствовать ей в Задонске, имея в мысли помолиться там, у св. мощей Тихона, о своем исцелении. Искренняя уверенность в благодатной силе святителя поддерживала ее в трудном, по мучительному состоянию ее души, путешествии.

В день торжественного открытия св. мощей несколько человек с большим трудом едва могли приблизить ее, по причине отчаянных ее сопротивлений, к чудотворной раке свт. Тихона, и когда к самым нетленным мощам приложили ее голову, то страдалица мгновенно получила полное исцеление, и домой возвратилась совершенно свободной от беснования.

Родственники ее, свидетельствуясь совестью и Богом, показали под присягой, что «Агриппина возвратилась из Задонска совершенно здоровой; и когда мы после того, но обыкновению, брали в свой дом св. иконы, то она уже не боялась их, не бегала от них, как прежде, а вместе с дядями ходила за ними в церковь; и как в церкви при службе Господней, так и дома при молебнах, спокойно молилась Богу».

В настоящее время Агриппина живет вместе с мужем, по его занятиям, в Москве. Оттуда Афанасий Васильев извещает родных, что жена его, слава Богу, со времени исцеления пребывает в полном здоровье.

Показание сие удостоверили присягой: отец исцеленной Климент Онисимович, мать ее Любовь Яковлевна, родной дядя ее Иван Онисимович и другие ее близкие родные, и люди сторонние, мужского и женского пола, в числе 15-ти человек.

ХIII.

Воронежской губернии, Землянского уезда, села Дехтевого, государственная крестьянка, девица, Стефанида Федоровна, по фамилии Черных, 19-ти лет от роду, с детства была здорова; но 8 ноября 1857 года, как показали согласно с ней ее ближайшие родственники, она от удара в поясницу получила постоянный недуг. Обе ноги у нее были скорчены (сведены), и больная, потеряв всякую возможность ходить, до самого исцеления, в течение трех с половиной лет, лежала в постеле и притом на одном правом боку. Заниматься она ничем не могла, даже пищу и питье принимала в обыкновенном своем лежачем положении. В первое время болезнь ее сопровождалась такой сильной болью, что Стефанида постоянно кричала во весь голос, не давая покой семейству своему и возбуждая во всех грусть и сострадание. В послдедующее время, освоившись с своими страданиями, она сделалась спокойнее, крики ее превратились в болезненные стоны, по временам раздававшиеся в ее избе. «Боже мой! — думали многие, смотря на больную,— за что этот человек страдает? Кто теперь возвратит ей природную крепость и силу? Как возвеселилась бы душа ее, если бы она получила здоровье? Какую отраду доставило бы это выздоровление всем знающим больную?»

Милосердный Господь Бог послал ей действительное врачевство в нетленных останках святителя Тихона.

К открытию св. мощей его отец болящей Стефаниды государственный крестьянин Федор Черных, со своей матерью по имени Евфимией, привезли больную в Задонск. 14 августа, после обедни и благодарственного молебна, Федор с чужой, ему неизвестной женщиной, принесли в церковь больную, приложили ее к мощам святителя Тихона и, вынесши из храма на своих руках, положили на монастырском дворе на траву, ожидая действия благодати Божией. В это время подошла к ним какая-то неизвестная им монахиня и советовала больной встать. Стефанида отвечала, что она больна и уже несколько лет не ходит. Тогда монахиня стала рассказывать об исцелениях, дарованных угодником Божиим Тихоном многим больным, как она слышала и сама видела; нагнулась к больной и, взяв её под руки, подняла. Немогшая прежде ходить, больная свободно встала. Стоявшие возле подали ей палку, она без сторонней помощи прошла несколько сажень и потом села, тогда как прежде, во все продолжение болезни не могла и сидеть. В настоящее время она проживает дома и, по общей слабости сил, с посохом в руках свободно ходит по селу в храм Божий на общественную молитву.

Свидетели ее болезни и исцеления, вместе с самой Стефанидой, единогласно приписывают ее выздоровление чудотворной силе от св. мощей святителя Тихона, — что, по убеждению совести и по несомненности самого явления, подтвердили под присягой: сама исцеленная от болезни Стефанида Федоровна, мать ее, государственная крестьянка Анна Егоровна, бабка ее Евфимия Иулиановна Черных и восемь человек крестьян из одного с ней села. (При исследовании отец Стефаниды был в отлучке).