Житие святителя Тихона Задонского

В январе прошлого 1861 года болезнь усилилась. Со слезами страждущая просила святителя Тихона о помощи и дала обет вместе с матерью съездить в Задонск, помолиться Ему. Болезнь в тот же час прекратилась, и Елена с тех пор пребывает совершенно здоровой. (Записано 7 октября).

Здесь представлены чудотворения, так сказать всенародно совершавшиеся, обследованные и засвидетельствованные гласно. Но были проявления благодати Божией по молитвам свт. Тихона и такие, которые, как мы прежде заметили, остаются тайной лиц, удостоившихся оной. Так, 2 января сего 1862 года мы получили от одной образованной и добродетельной особы письмо, в котором говорится следующее: «Вы желаете иметь сведения о бывающих чудесах по молитвам святителя Тихона, но они бесчисленны, — и вот я, грешная, свидетельствуясь самим Богом, могла бы сообщить вам два случая дивного исцеления; но, по смирению своему, исцеленные не хотят заявить о них гласно: одна из них ударилась сильно грудью и могла бы получить рак от затверделости, которая образовалась вследствие ушиба, но приложив вату и масло от мощей святителя Тихона, она уснула и встала совершенно здоровой, и в благодарение после служила молебен святителю. Другая, помолившись с верой перед его образом, который теперь у нас освящен и украшен золотым ореолом, получила исцеление от внутренней долговременной болезни. И много, много есть случаев его милостивого и скорого пособия притекающим к нему!» Сила Божия и доселе в немощах совершается у Его честной и многоцелебной раки. Чудотворения, получившие гласность и должным образом обследования, со временем, вероятно, будут объявляемы во всеобщее сведение.

Заключим наше повествование словами св. Златоуста: «Не только тела, но и самые гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Если мертвый, коснувшись гроба Елиссеева, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то ныне, когда настало время обильнейшей благодати и действий Духа превосходнейших, прикасающийся с верой ко гробу святого извлекает из него несравненно большую силу. Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы побудить нас к той же ревности, дать надежное прибежище и утешение в бедствиях, всегда нас окружающих. Посему, я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии, или во глубине греховной, теките сюда (т. е. к мощам свв. угодников) с верой, вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь отсюда, приобретши одним воззрением облегчение совести». [81].

Заключение

Значение благодатного прославления свт. Тихона для нашего времени: а) в отношении к государству Русскому, б) в отношении к отечественной Церкви, в) в отношении к слабым верой членам ее, г) в отношении к отделившимся от нее раскольникам и др., д) в отношении к римским католикам и протестантам. — Открытие св. мощей опровергает ложную мысль, будто бы просвещение несовместно со спасением души. — Урок, который это чудо благодати Божией внушает всем православным. — Молитва к святителю Тихону.

В заключение благоговейного внимания ко всерадостному прославлению новоявленного святителя и чудотворца Тихона, попытаемся проникнуть в значение для нашего времени сего благодатного события, привлекшего на себя взоры и сердца всех верных Спасителю и Его св. Церкви.

Прославление блаженного Тихона в лике святых, предуготовляемое Господом, как мы видели, в течение многих лет и пяти царствований, окончательно совершено во дни ныне благополучно царствующего императора. Ничего не бывает случайного и бесцельного в Царстве Божием, управляемом Пресвятой Троицей. И если в наше время совершилось торжественное прославление свт. Тихона, то, без сомнения, этим событием Господь Бог видимо внушает нам уверение в невидимом продолжении и во дни настоящего царствования, Своего пренебесного к нам благоволения. В нетленных и многоцелебных мощах святителя Тихона русский человек имеет твердый залог упования, что Господь благословляет царствование государя императора Александра Николаевича, что Он, Милосердный, по молитвам святителя Тихона, если только неуклонно будем хранить правила веры нашей, отвратит от нас всякие бедствия, что Он, Премудрый, благопоспешит и приведет к счастливому концу благие начинания сердца царева.

Всенародное прославление свт. Тихона в теснейшем смысле принадлежит Церкви Христовой, и с этой стороны имеет для самой Церкви великое значение. Лицем святителя и чудотворца Тихона увеличивается сонм святых Православной Российской Церкви, и мы, чада ее, приобретаем в нем нового молитвенника о нас и споспешника спасению нашему. А еще прежде и важнее сего, настоящее действие благодати Божией убеждает нас, что наша отечественная, как и вся современная нам Православная Церковь — столь же свята и непорочна пред Богом, как была во дни древние, что в ее сердце хранится в чистоте и неповрежденности истина и благодать древней вселенской Апостольской Церкви, что она не есть неплодящая Церковь, но и доныне пребывает Церковью спасительной, делая нас, чад ее, несомненно сынами Света и наследниками Царства вечного. Питать к ней всесовершенное уважение, повиноваться во всем ее установлениям и правилам, есть священный и непременный долг каждого православного: ибо всякое отторжение от Православной Церкви, хотя бы оно было лишь внутренним, сокровенным действием души и состояло в несогласии чьих-либо мыслей и чувств с догматами, духом и учреждениями церковными, — ведет, несомненно, к душевной гибели.

Должно сознаться, что у нас, как и везде, есть умы младенчествующие или духовно недозрелые, есть люди слабые верой, которые, увлекаясь ветром неправославных иноземных учений, а частью и суетностью собственных мыслей, не верят многим богооткровенным истинам, в частности — не признают чудотворной силы религии Христовой, отвергают нетление святых, сомневаются в самом почитании их и призывании молитвенном. Число таких лиц в сравнении с массой верующих, благодарение Богу, ничтожно, и от них слышатся суемудрые речи — собственно по недостатку религиозного воспитания и личных исследований, по безотчетному подражанию чужеземщине и из-за своекорыстного расчета прикрыть рубищем дряхлых мыслей разнузданность страстей и как-нибудь защитить пред людьми и своей совестью пороки своего сердца. Благопотребным и благовременным действием Св. Духа было в этом отношении прославление святителя Тихона. Дух Божий не потому ли, между прочим, и благоизволил явить это чудо теперь, что во дни наши наиболее, т. е. в большей массе и с более открытой свободой, стал развиваться дух неверия? По крайней мере, никак несомненно, что чудо открытия св. мощей Праведного Тихона служит лучшим вразумлением для неверующих нашего времени. Множество чудотворений, описанных нами (а сколько их еще не оглашены всенародно!), явственно подтверждают чудотворную силу Православной веры Христовой, утешительно уверяя нас, что благодать Божия не оскудела и для нашего времени, хотя не везде является она пред очи наши, действуя таинственно, для возбуждения и воспитания в людях веры — во спасение души. А само нетление св. мощей, при торжественном открытии их, вновь является нам событием или фактом, благоговейными зрителями которого были многие десятки тысяч людей всех сословий и степеней образования. Какие еще убеждения может представить св. вера и церковь Божия сильнее очевидного факта? Прииди, неверующий, прииди и виждь (Ин. 1:46), и не буди неверен, но верен (Ин. 20:27 ). Ты зришь пред собой нетленные мощи новоявленного угодника, во благоухании святыни почивающие; ты явственно созерцаешь благодать Божию, изобильно текущую рядом чудотворений, побеждающих силы природы и твое разумение. Значит, блаженный дух святителя Тихона, и после успения его, живет и действует в Царствии Божием. Значит, Сам Господь Бог, прославив его на небе и теперь прославляя на земле в возлюбленной Церкви Своей, тем самым указует нам почитать его и прибегать с молитвами к нетленным мощам Его. В наше время некоторые православные стали ослабевать в своей вере и ее догматах, а маловерующие дерзновеннее выражать свои мысли к соблазну благочестия. И вот Господь Бог, для вразумления маловерных, для укрепления немощных в вере и для поддержания и возвышения твердых, в прославлении святителя Тихона явил новое чудное и вместе, так сказать, очевидное доказательство не только дара чудотворений, нетления святых, необходимости почитания и призывания их в молитвах, но вообще — святости и спасительности всех догматов благочестия, хранимых в неразрывной совокупности нашей Церковью. Многие, быв вразумлены настоящим событием, точно укрепились в вере, оставили суемудрие, возвратились к истине и правде жизни. Но если бы и теперь нашлись еще несмысленные, коснеющие в духе противных учений; то они не будут ли уже, по неверию своему, относиться к разряду тех крайнего сожаления достойных, о которых сказано в Евангелии: аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16:31 )?.

Прославление святителя Тихона нетлением и чудотворениями служит ясным обличением тех неразумных ревнителей мнимой старины, которые все спасение свое полагают в том, чтобы молиться по старым книгам. Святитель Тихон жил во времена близкие к нам, долго спустя после того, как отделились от Православной Церкви, по случаю исправления церковных книг, так называемые старообрядцы. Привязанность свою к мнимой старине они оправдывают, между прочим, тем, что по старым книгам спасались великие русские святые. Но они спасались не в отделении от Церкви, а в союзе с ней, притом спасались не потому, что руководствовались одними старыми книгами, а потому, что в своих убеждениях и в жизни строго соблюдали Православную веру, существо которой одинаково и в старых, и в новоисправленных книгах. Если же в новых книгах вера одна, как и в старых, то и вечное спасение несомненно для тех, которые следуют новоисправленным церковным книгам, и Православная Церковь не престала быть православной от того, что эти книги приняла в руководство чад своих. А что действительно новоисправленные книги не препятствуют спасению, непререкаемым доказательством тому служат прославленные от Бога нетлением и чудотворениями мощи позднейших святых Русской Церкви, живших после исправления книг: святителя Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского и прославленного в настоящее время святителя Тихона. Это явное для всех прославление от Бога пастырей Православной церкви не есть ли новое свидетельство истины содержимого ею исповедания веры? Было бы ни с чем не сообразно, если бы Бог прославил чудесами и нетлением того, кто неправо веровал Ему. Пусть укажут нам подобное знамение благоволения Божия к себе поборники мнимой старины.

мучеников, а благодать Божия, пребывающая в Православной церкви, и святая крепкая вера в Господа, соединенная с добрыми делами.