Житие святителя Тихона Задонского

8. Заповеди святые десять и сам часто прочитывай, с толкованием и людям своим прочитывай; изрядно протолкованы оные в книге Платона, учителя Великого Князя, думаю, что есть она у многих в Воронеже.

9. Богатым, друзьям, почтенным лицам не угождай — грех велик есть человеком угождать; но что видишь в них худо, обличай и страхом суда Божия грози неисправным.

10. Тако ежели по должности своей поступая презрен будешь и злословие, клевету и прочие гонения от беззаконных будешь терпеть, небреги о том, но паче радуйся по Христову словеси: радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех! Аминь.

Поминай и меня грешного.

Спиши зде увещание преподобного Моисея — оно написано в Прологе декабря 15-го дня — и прочитывай часто и внимай и тщись поступать так! Бог милостивый, видя твое усердие и тщание, просветит ум твой Своей благодатью и поможет тебе. Чего тебе усердно желаю» [37].

Один священник задал святителю Тихону вопрос: «Почему архиереи и священники называются пастырями?» В ответ на это святитель Тихон пишет: «Спрашиваешь ты у меня, ради чего епископы и пресвитеры называются пастырями? Ответ. Почему пастухи скотские называются пастухами, потому и епископы и пресвитеры называются пастырями. Пастухи выбираются от всего села или деревни, чтобы пасли скот их: тако пастыри, епископы и пресвитеры избираются от Церкви, чтобы пасли души христианские. Пастухи пасут скот бессловесный: пастыри пасут овец Христовых словесных, то есть людей, кровью Христовой искупленных. Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на добрую пажить, и там питают его: пастыри питают овец Христовых словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей: пастыри стадо овец Христовых берегут и защищают от диавола, демонов, еретиков. суеверов и прочих врагов — душевных зверей. Пастухи, ежели какая скотина от стада отлучится и заблудит, ищут ее и в стадо загоняют: пастыри, ежели какой христианин заблудит от пути истинного, тщатся его обратить словом Божиим и увещеванием и присоединить стаду Христову. Пастухи пасут стадо свое на поле и на степи: пастыри пасут стадо Христово в пустыне мира сего. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяевам: пастыри стадо Христово от мира сего в небесную ограду к Христу Господу предпосылают. Пастухи за труды и пастьбу мзду получают от хозяев: пастыри от Христа Господа за труды и пастьбу стада Его примут мзду — неувядаемый славы венец (1 Петр. V, 4).

Пастух лишается от хозяина мзды за потерю скотины; пастырь лишается от Христа мзды за погубление словесной овцы и отдается в наказание. Пастух невиновен бывает, ежели не его нерадением, но каким-либо другим образом скотина погибнет: пастырь невиновен будет и от Христа Господа не истяжется, когда христианин не его нерадением и несмотрением погибнет, но своим небрежением и своевольством, то есть, когда пастырь учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывая; но его, яко пастыря своего, не слушал. Вот тебе, ради чего епископы и иереи пастырями называются. Рассуждай убо сие и искушай себя, пасешь ли ты стадо Христово по-надлежащему? Отсюда последует:

1. Как разумны и учительны должны быть пастыри;

2. Какими добродетелями украшены, чтобы образом быть стаду;

3. Какое тщание и попечение иметь о стаде Христовом;

4. Как чтению Святого Писания прилежат, откуда наставление и учение почерпается!

5. Идти в пастыри должно им не так ради хлеба, как ради спасения душ христианских.

6. Когда учишь людей, то тщись, чтобы тебе не сказана была притча: врачу! Исцелися сам; и от Бога не услышал бы в совести твоеи и реченного грешнику: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (Пс. 49:16, 17). Лучше единому Богу угождать, нежели всему миру, и единого Бога волю творить, нежели всех людей. Никто тебя пред Богом не заступит, когда Он тебя судить будет,скроются тогда князи и вельможи, и сильные, и цари: едина совесть твоя или оправдит, или осудит. Помни сие.

7. Хорошо и людям угождать, но во благое (Рим. 15:9). А в противном случае лучше всему миру в ненависть впасть, нежели Божией лишиться милости и праведному Его подпасть гневу. Я хочу и полагаю так. Пусть мене весь свет ненавидит, когда ему хочется: а только бы един Бог в милости Своей содержал. Кого Бог любит и в милости содержит, тому всего света и всех дьяволов гнев, ненависть ничего не повредит. Ибо Бог несравненно сильнейший и надежнейший, нежели весь свет. Его манию и воле все повинуется. Рассуждай сие, и углуби в сердце твоем.