Житие святителя Тихона Задонского

Благословению святителя Тихона Елецкий Знаменский женский монастырь обязан своим восстановлением. В большой пожар 12 апреля1769 г. сгорел Елецкий женский монастырь и сестры переведены были в Воронежский. Вскоре после сего пожара Елецкая девица, Матрона Солнцева, поступила в Воронежский монастырь. Пожив там несколько времени, она пошла в Елец повидаться с отцом и на пути зашла к святителю Тихону в Задонск принять его благословение. Святитель благословил ей остаться в Ельце на месте сгоревшего монастыря, предрекая, что, по молитве почивших там стариц, после разных скорбей, устроится монастырь. Матрона на месте сгоревшего женского монастыря нашла одну только убогую келию, где жила старица Ксения. Эта келия сделана была из каменного погреба, покрытого дубовыми ветвями, смазанными глиною; Ксения сама сложила печку, сделала дверь также из дубков. Увидав скорбную жизнь Ксении и услышав, кроме того, о притеснениях со стороны крестьян, Матрона не решилась остаться тут, а пошла опять в Воронеж. Будучи в Задонске, она объяснила святителю Тихону причину, почему она не осталась в Ельце. «Ну, Матрона,— сказал святитель,— не послушалась меня остаться в Ельце, потужишь, да поздно будет; это тебе так не пройдет». По возвращении в Воронеж Матрона сделалась больна и полтора года пролежала в постели. Признавая в своей болезни наказание Божие за ослушание святителю Тихону, она дала обещание, если выздоровеет, исполнить волю святителя. Вскоре после сего болезнь прошла, и Матрона с другой послушницей, Екатериной, родом из Липецка, отправилась в Задонск и, испросив благословение у Тихона, поселилась в Ельце на месте сгоревшего монастыря, вместе с Ксенией, которая имела уже деревянную келью. По просьбе святителя Тихона елецкий купец Конон Никитич Кожухов выстроил для Матроны с Екатериной особую келью. Около них начали собираться сестры.

Матрона, в пострижении монахиня Олимпиада, выстроила, при пособии святителя Тихона, деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери. Святитель Тихон навещал иногда, будучи в Ельце, смиренных сестер, руководил их своими советами и наставлениями в духовной жизни; убеждал купцов Елецких не оставлять их и в телесных нуждах. В часы искушений он особенно являлся со своей помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения. Он часто являлся ангелом-утешителем во время недостатков их, посылая им нужное для пищи и тепла. Однажды в зимнее время, не имея дров, Матрона хотела изрубить половину из пола и ею истопить печь. Святитель Тихон послал схимонаха Митрофана купить им дров, и он доставил им дрова в то время, как сестры собирались рубить половицу. При умножении сестер, Матрона, тяготясь неприятностями, хотела было оставить это место и поехала в Задонск просить благословения свт. Тихона; но, переезжая Дон на лодке, едва не утонула и воротилась на свое место. В 1823 г. указом Святейшего Синода был восстановлен Елецкий женский монастырь. Так исполнилось пророчество святителя Тихона.

Жители Ельца помнят любовь святителя Тихона к их городу и доселе сохраняют благоговейную память к нему. Кроме того, что многие из граждан ездят в Задонск на день памяти святителя Тихона, 16 июня, как день его тезоименитства, и 13 августа, как день его кончины, и в самом Ельце во всех церквах ежегодно отправлялись в эти дни панихиды по святителе Тихоне, несмотря на то, что Елец давно уже не принадлежит к Воронежской епархии. В памяти граждан живут различные сказания о святителе Тихоне и с благоговением хранятся принадлежавшие ему вещи. Так у купцов Ходовых, родственников Космы Студеникина, хранятся шелковый платок и икона, доставшаяся от святителя Тихона. Племянница Космы Студеникина, Татиана, пяти лет была представлена святителю Тихону как сирота, недавно лишившаяся родителей. Свт. Тихон, утешая ее, сказал: «Божия Матерь есть покровительница сирот», и вынув из клобука платок, подал ей, говоря: «Вот тебе гостинец!» Этот платок, находящийся у Пелагеи Ходовой, страдающие головными болезнями возлагают на голову и получают по вере облегчение от болезни. У сей же Ходовой находится образок Владимирской Божией Матери, писанный на круглой медной доске, с изображением на другой стороне святителя Николая Мирликийского, дарованный святителем Косме Студеникину. Сию икону часто берут вступающие в брак при венчании, как знамение благословения святителя Тихона.

У купчихи А. И. Мясищевой хранится полусгорелый Псалтирь, принадлежавший святителю Тихону, купленный у келейника его Чеботарева мужем Мясищевой.

Среди духовенства города Ельца сохраняется такой рассказ о святителе Тихоне. Зайдя в дом к город­скому Елецкому священнику, святитель увидел, что у него сени из плетня: «Не грусти,— сказал Тихон,— и не стыдись, поживешь и тесовые наживешь; честь и добрые дела дороже каменного дома».

Глава VI.

Последние годы жизни свт. Тихона и кончина его

Уединенная жизнь Тихона. — Приготовление к смерти. — Кончина свт. Тихона. — Погребение. — Надгробное слово. — Духовное завещание святителя Тихона.

Здоровье святителя Тихона от старости и от подвигов приметно стало разстроиваться. Нервные припадки постепенно умножались и причиняли бессонницу, содрогания и почти обмороки. В 1779 году, в день праздника Рождества Христова, когда в Задонский монастырь, по случаю открытия в Задонске уездного города, собралось много чиновников, дворян и народу к литургии, святитель почувствовал себя весьма слабым. По прочтении Евангелия его келейник, читавший Апостол, подошел к нему для принятия благословения, ибо в монастыре был обычай: кто читает Апостол, тот, по прочтении Евангелия, должен принять благословение у Преосвященного. Он, благословив келейника, сказал: «Поди вперед меня и очисти дорогу», потому что в церкви было весьма тесно. С четверть часа постоял он, никогда прежде не выходивший из церкви во время службы, на северной стороне храма, и опять воротился. По окончании обедни, все бывшие в церкви благородные подошли к нему для принятия благословения. Он благословил их, но был весьма прискорбен. Прийдя домой, он сказал келейнику: «Запри двери; если придут дворяне, то скажи им, что Преосвященный весьма слаб здоровьем». С этого времени святитель никуда уже не выезжал из монастыря, редко выходил и из келии; выйдет только иногда на заднее крыльцо, где посидит или постоит немного. К себе также никого не пускал, кроме близких знакомых и духовных людей, и то на короткое время. Даже с келейными говорил только нужное и необходимое; прежде, когда келейник читал ему Священное Писание, он много объяснял, а в это время только слушал и молчал; иногда глав десять и более прочтет ему, он скажет: «Полно, благодарствую, поди к себе». Бедные и нуждающиеся по-прежнему приходили к нему и получали милостыню, от него высылаемую, но почти никто уже не видал его самого. Только узники темничные нередко имели утешение наслаждаться его беседой и лицезрением. Так как в новом городе не было еще казенных строений, то суды и темница помещены были в монастыре. Тогда святитель начал часто посещать по ночам это печальное жилище несчастных; проводил по несколько часов в утешительных для них беседах и, расставаясь с ними, обыкновенно оделял их милостыней; а в день Пасхи, Рождества Христова и в неделю Сыропустную, кроме утешений и милостынного подаяния, он удостаивал их и лобызания с обычными христианскими приветствиями. Это святое дело любви христианской подвергалось пересудам некоторых злоречивых людей. Свт. Тихон, дабы не соблазнять их, лишал себя иногда на короткое время удовольствия лично благотворить несчастным и беседовать с ними.

Отклоняя от себя личные посещения знакомых, святитель Тихон не хотел лишать их своих наставлений. Если кто имел нужду в его советах, получал их письменно; отвечать письменно святитель Тихон не отказывался до самой кончины.

В письмах святителя Тихона в последнее время его жизни высказывались его духовная опытность и духовная мудрость, усвоенная подвигами уединенного богомыслия. Приведем для примера два его письма, одно он писал к благородному мирянину, заботящемуся о спасении души, которое может быть руководством для каждого христианина, заключая в себе краткое правило для благочестивой жизни; другое обращено ко всем христианам.

«В келии живя, так поступай: восставши от сна, поблагодари Бога и помолись. Из церкви пришедши, прочитай от книги что-нибудь на пользу душе твоей; потом за рукоделие принимайся и делай. Поделавши, встань и помолись; помолившись, паки от книги читай что нибудь. И так все по переменам делай, то есть: то молись, то читай книгу, то рукоделие твори. Но и в рукоделии и в чтении возводи ум твой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя и поможет тебе. Когда все по переменам будешь делать, то ко всему — чтению, молитве и рукоделию большая охота и усердие будут. Переменность бо делает охоту и усердие. Тако люди с места на место переходят и прогуливаются. Тако и пища переменная приятнейшая людям бывает, нежели одна поставляемая! Переменяй и ты свое дело, да охотнее приступаешь к делу. Когда уныние, скука и тоска очень смущает, то выйди вон из келии и проходись, где возможно, и, прохаживаясь, воздыхай ко Христу, да поможет тебе. Часто поминай смерть, суд Христов и вечность. Сим поминанием, как бичом, прогонится всякое уныние, скука и тоска. Временное все есть краткое и скоро минуется. Что по смерти будет, во веки пребывает. День проходит, и со днем все, то есть : печаль и радость проходит, а к смерти ближе и ближе приходим. А в чем смерть застанет человека, с тем и на оном веку явится. Блажен, кто боится и ожидает часа смертного. Спасайся о Христе и мене немощного в молитвах твоих поминай... Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Сию молитву почаще ко Христу Сыну Божию, сидящему одесную Бога Отца во славе Отчей, с усердием твори, и о мне грешном воздохни. Господь Иисус Христос, Спаситель наш, да помилует нас всех и части избранных своих да сподобит нас! Аминь. В монастырь не поспешай идти, но гораздо поискусись, где живешь. В гости ездить берегись, да не рассеешь между людьми, что соберешь в уединении. Редко бывает, что человек тойжде в келию возвращается, каким из келии в народ вышел. Пустыня и уединение собирает добро, но соблазны мира расточают. Нигде человек лучше не кается, как в уединении. Тут все житие свое прошедшее собирает человек во ум, а на то смотря, ко Христу воздыхает и кается, и просит милости у Него. Ничем так человек не грешит, как языком; в уединении убегает того греха. Глаза и уши наши суть как двери, которыми соблазны до сердца доходят и ударяют в тое; уединение того убегает. Келия соблазнить не может, но и соблазна не приемлет. Юным наипаче и без брака живущим, у которых плоть кипит, должно держаться уединения, да не подадут, ни примут соблазна. Добре внимай сему и рассуждай, что пишу. Читаем в историях, что столпы падали от плоти; чего же чаять тростям? Пустыня и уединение, с помощью Божией, от того сохраняет. Некоторый святой слышал глас: бегай от человек, да спасешься. Да звенит сей глас и нам. Однако, убегая от человек, не ради человеков, но ради греха убегать должны мы. Грех нам должно ненавидеть, а не человеков; любить должно их, а не ненавидеть, и молиться за них. О себе молиться нужда наша, а о ближних наших молиться любовь убеждает нас» [43].