Житие святителя Тихона Задонского

Уединенная жизнь Тихона. — Приготовление к смерти. — Кончина свт. Тихона. — Погребение. — Надгробное слово. — Духовное завещание святителя Тихона.

Здоровье святителя Тихона от старости и от подвигов приметно стало разстроиваться. Нервные припадки постепенно умножались и причиняли бессонницу, содрогания и почти обмороки. В 1779 году, в день праздника Рождества Христова, когда в Задонский монастырь, по случаю открытия в Задонске уездного города, собралось много чиновников, дворян и народу к литургии, святитель почувствовал себя весьма слабым. По прочтении Евангелия его келейник, читавший Апостол, подошел к нему для принятия благословения, ибо в монастыре был обычай: кто читает Апостол, тот, по прочтении Евангелия, должен принять благословение у Преосвященного. Он, благословив келейника, сказал: «Поди вперед меня и очисти дорогу», потому что в церкви было весьма тесно. С четверть часа постоял он, никогда прежде не выходивший из церкви во время службы, на северной стороне храма, и опять воротился. По окончании обедни, все бывшие в церкви благородные подошли к нему для принятия благословения. Он благословил их, но был весьма прискорбен. Прийдя домой, он сказал келейнику: «Запри двери; если придут дворяне, то скажи им, что Преосвященный весьма слаб здоровьем». С этого времени святитель никуда уже не выезжал из монастыря, редко выходил и из келии; выйдет только иногда на заднее крыльцо, где посидит или постоит немного. К себе также никого не пускал, кроме близких знакомых и духовных людей, и то на короткое время. Даже с келейными говорил только нужное и необходимое; прежде, когда келейник читал ему Священное Писание, он много объяснял, а в это время только слушал и молчал; иногда глав десять и более прочтет ему, он скажет: «Полно, благодарствую, поди к себе». Бедные и нуждающиеся по-прежнему приходили к нему и получали милостыню, от него высылаемую, но почти никто уже не видал его самого. Только узники темничные нередко имели утешение наслаждаться его беседой и лицезрением. Так как в новом городе не было еще казенных строений, то суды и темница помещены были в монастыре. Тогда святитель начал часто посещать по ночам это печальное жилище несчастных; проводил по несколько часов в утешительных для них беседах и, расставаясь с ними, обыкновенно оделял их милостыней; а в день Пасхи, Рождества Христова и в неделю Сыропустную, кроме утешений и милостынного подаяния, он удостаивал их и лобызания с обычными христианскими приветствиями. Это святое дело любви христианской подвергалось пересудам некоторых злоречивых людей. Свт. Тихон, дабы не соблазнять их, лишал себя иногда на короткое время удовольствия лично благотворить несчастным и беседовать с ними.

Отклоняя от себя личные посещения знакомых, святитель Тихон не хотел лишать их своих наставлений. Если кто имел нужду в его советах, получал их письменно; отвечать письменно святитель Тихон не отказывался до самой кончины.

В письмах святителя Тихона в последнее время его жизни высказывались его духовная опытность и духовная мудрость, усвоенная подвигами уединенного богомыслия. Приведем для примера два его письма, одно он писал к благородному мирянину, заботящемуся о спасении души, которое может быть руководством для каждого христианина, заключая в себе краткое правило для благочестивой жизни; другое обращено ко всем христианам.

«В келии живя, так поступай: восставши от сна, поблагодари Бога и помолись. Из церкви пришедши, прочитай от книги что-нибудь на пользу душе твоей; потом за рукоделие принимайся и делай. Поделавши, встань и помолись; помолившись, паки от книги читай что нибудь. И так все по переменам делай, то есть: то молись, то читай книгу, то рукоделие твори. Но и в рукоделии и в чтении возводи ум твой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя и поможет тебе. Когда все по переменам будешь делать, то ко всему — чтению, молитве и рукоделию большая охота и усердие будут. Переменность бо делает охоту и усердие. Тако люди с места на место переходят и прогуливаются. Тако и пища переменная приятнейшая людям бывает, нежели одна поставляемая! Переменяй и ты свое дело, да охотнее приступаешь к делу. Когда уныние, скука и тоска очень смущает, то выйди вон из келии и проходись, где возможно, и, прохаживаясь, воздыхай ко Христу, да поможет тебе. Часто поминай смерть, суд Христов и вечность. Сим поминанием, как бичом, прогонится всякое уныние, скука и тоска. Временное все есть краткое и скоро минуется. Что по смерти будет, во веки пребывает. День проходит, и со днем все, то есть : печаль и радость проходит, а к смерти ближе и ближе приходим. А в чем смерть застанет человека, с тем и на оном веку явится. Блажен, кто боится и ожидает часа смертного. Спасайся о Христе и мене немощного в молитвах твоих поминай... Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Сию молитву почаще ко Христу Сыну Божию, сидящему одесную Бога Отца во славе Отчей, с усердием твори, и о мне грешном воздохни. Господь Иисус Христос, Спаситель наш, да помилует нас всех и части избранных своих да сподобит нас! Аминь. В монастырь не поспешай идти, но гораздо поискусись, где живешь. В гости ездить берегись, да не рассеешь между людьми, что соберешь в уединении. Редко бывает, что человек тойжде в келию возвращается, каким из келии в народ вышел. Пустыня и уединение собирает добро, но соблазны мира расточают. Нигде человек лучше не кается, как в уединении. Тут все житие свое прошедшее собирает человек во ум, а на то смотря, ко Христу воздыхает и кается, и просит милости у Него. Ничем так человек не грешит, как языком; в уединении убегает того греха. Глаза и уши наши суть как двери, которыми соблазны до сердца доходят и ударяют в тое; уединение того убегает. Келия соблазнить не может, но и соблазна не приемлет. Юным наипаче и без брака живущим, у которых плоть кипит, должно держаться уединения, да не подадут, ни примут соблазна. Добре внимай сему и рассуждай, что пишу. Читаем в историях, что столпы падали от плоти; чего же чаять тростям? Пустыня и уединение, с помощью Божией, от того сохраняет. Некоторый святой слышал глас: бегай от человек, да спасешься. Да звенит сей глас и нам. Однако, убегая от человек, не ради человеков, но ради греха убегать должны мы. Грех нам должно ненавидеть, а не человеков; любить должно их, а не ненавидеть, и молиться за них. О себе молиться нужда наша, а о ближних наших молиться любовь убеждает нас» [43].

С болезнью сердца, услышав, что некоторые из следовавших прежде его наставлениям, лишенные личной беседы его, начали ослабевать в добродетельной жизни, святитель Тихон, лежа на одре, хотел пробудить их от греховного усыпления напоминанием о страшном суде Христовом. «Христиане! Суд Христов приближается и уже есть, и как тать в нощи, нечаянно прейдет день той: и в чем кого застанет, с тем и явится на суде оном страшном. Иного в блудодеянии застанет, и с тем явится; иного в убийстве застанет, и с тем явится; иного в пьянстве застанет, и с тем явится. Иного в злоречии, иного в клевете, иного во лжи, хитрости, и лицемерии застанет, иного в обиде и оскорблении ближнего застанет, и с тем явится. Иных в банкетах и пировании, иных в картежной игре, иных в операх и маскарадах застанет и тако явятся там; иных в ссоре и драке застанет и тако явятся там. Иных в мздоимстве и пагубных взятках застанет и с тем явятся там. Иных в плясках, танцах, играх и в прочих бесчиниях застанет, и с тем явятся тамо.Иных в иных беззакониях застанет и с тем явятся тамо. Благочестивая и богобоязненная душа радуется, яко тебе вечное спасение приближается. Ты станешь одесную Судьи, Царя Небесного, и услышишь вожделеннейший глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира. Горе вышереченным и прочим беззаконным христианам! Они будут праведным судом Божиим казнены, пошлются в вечный огонь и с дьяволами и ангелами его будут мучимы во веки веков, более, нежели незнающие истинного Бога. Молю убо вас, возлюбленные, молю вас тихостью и кротостью Христовой, пощадите души ваши и покайтесь, да не вечно погибнете. Бог еще ожидает нас, еще долго терпит нам. Блажен будет, кто истинно обратится и покается. Окаянен, кто в ожесточении пребудет. Каяться, плакать и рыдать будет в тот час, но уже поздно и бесполезно: с плачем бо и отыдет в вечную муку. Я сие пишу вам от христианской любви и сожаления. Примите краткое, но полезное вам увещание. Не смотрите на тех, которые явно уже безбожны суть и о законе Господне небрегут, яко не поучаются в нем. Послушайте убо мене, спасения вам желающего, как и себе, а паче послушайте Христа Самого, Который алчет и жаждет спасения нашего, Который в мир пришел дли спасения нашего, Который пострадал и умер ради того, чтобы нас спасенных видеть. Исполните убо, возлюбленные, святое и спасительное хотение Христово, алчущее и жаждущее спасения нашего и спасения вечного, ценой крови и смерти Христовой оцененного, не потеряйте. Возрадуются о нас Ангелы Божии на небеси и святые души, когда обратимся и будем каяться. Христос, Господь, с радостью примет нас и вся нам отпустит согрешения наша. Покаемся убо и будем во всегдашнем приуготовлении к сретению Христа Господа, Царя славы, грядущего судить живых и мертвых. Скоро идет и не закоснит Судья всех. "Се гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его",— глаголет Господь. Тому слава, во веки веков. Аминь». Это письмо показывает, что душа святителя всецело переносилась за пределы земной жизни, полная чаяния предстать пред Господом, Судьей живых и мертвых. Туда же хотелось возвести ему умы и сердца всех христиан. Свои наставления он подкреплял усердной молитвой к Богу, умоляя Его словами пророка: «Пошли на них, Господи, глад и жажду, не глад хлеба и жажду воды, но глад слышания слова Божия, и веру от слуха, слух же глаголов Божиих».

За три года до своей кончины святитель Тихон видел во сне, что его привели на прекрасный луг, на котором построены были палаты огромной величины, все из чистого хрусталя. Он увидел в них много веселящихся, и когда хотел войти туда, его остановили в дверях, сказав: «Через три года ты можешь войти, а теперь потрудись». Тихон, проснувшись, чувствовал, что его сердце исполнено неизреченной радости. После этого видения, с верой христианина, уповающего на милосердие Искупителя, святитель Тихон готовился к смерти. Первая мысль его и первая беседа всегда была о смерти. На стене, у ног постели его, была прибита картина, на которой изображен сединами украшенный старец, лежащий во гробе, в черном одеянии. Часто, взиравший на эту картину, он молился из глубины души: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть». Днем и ночью, сидел или ходил, Тихон любил повторять этот стих. И однажды он услышал голос: «В день недельный». После этого всякое воскресение, после ранней литургии, он причащался Святых Тайн. Иногда, сидя на кровати, он так погружался в размышление о вечности, что не слыхал, если входил к нему келейник. После спросит келейника: «Не входил ли ты?» За четыре или за пять лет до смерти у него был приготовлен гроб, обитый черной фланелью; на крыше сделан был крест из белой нитяной тесьмы. Гроб этот стоял у него в чулане, близ спальни. Всякий день он смотрел на него и, оплакивая падение человека, говорил нередко: «До чего довел себя человек, что, как скот, зарывается в землю, будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным». Место для могилы своей святитель Тихон назначил в Задонском монастыре, близ церкви Владимирской Божией Матери, на дороге при входе в алтарь, говоря: «Пусть мое грешное тело попирается ногами».

29 января 1782 г. святитель Тихон составил духовное завещание. Воздав славу Богу за все Его благодеяния, он пишет после сего, видимо, переносясь уже мыслью, полной уверенности в милости Божией, за пределы сей жизни. «Вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех (2 Кор., гл. 5). Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Хвали душе моя Господа. Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим: и воздвиже рог спасения нам в дому Давидову отрока своего». После сего святитель делает распоряжение о своих сочинениях: «Сочинения мои, в которых я, по силе и возможности своей, будучи в уединении, трудился, оставил по себе, а именно: 1) О христианстве, в шести томах; 2) Письма, писанные в одном томе; 3) Письма келейные в одном томе; 4) О истине Евангельского учения и о вере, в одном томе; 5) Инструкция христианская, в одном томе; 6) Сокровище духовное от мира собираемое, в четырех томах; 7) Краткие нравоучительные слова, в одном томе; 8) Проповеди трудов Епаршеских, в одном томе, которые поручил я келейному моему, мне служившему, Иоанну, отвезти на рассмотрение в Святейший Синод». Другой запиской святитель Тихон распределил оставшееся после него имущество и сделал распоряжение о своем погребении [44]. Святитель за болезнью был уже не в силах подписать завещание своей рукой и только приложил в удостоверение свою печать.

За год и три месяца до кончины в легком сне представилось святителю Тихону, будто он был в придельной монастырской церкви свт. Евсевия, епископа Самосатского, где приходской Задонский священник Михаил, из алтаря в царские двери выносил под тонким белым покрывалом младенца. Он подошел к нему навстречу, спросил, что несет?— «Младенца, которого нанялся носить».— «Как имя ему?»— «Василий»,— отвечал священник. Тогда святитель, сняв покрывало, поцеловал его в правую щеку, а младенец правой рукой сильно ударил его в левую щеку. Проснувшись, в ту же минуту Тихон почувствовал онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги и трясение левой руки, и после этого почти не вставал с одра. Это сновидение принял Тихон, как предвестие близкой смерти его, и на болезнь взирал, как на ношение язв Господа Иисуса Христа на теле своем, приготовляющее к разлуке с земной жизнью. В другое время Тихон увидел во сне высокую лестницу, стоящую среди монастыря и окруженную множеством народа. Его подвели к лестнице и требовали, чтобы он восходил по ней. Он не мог отговориться слабостью сил и повиновался. Народ следовал за ним и подсаживал его, так что он не чувствовал никакой усталости, и, взошедши уже до облаков, пробудился. Косма Игнатьевич объяснил ему, что лестница есть путь в царствие небесное; высота ее — трудность пути; народ, последовавший за ним, — слушающие его наставления; легкость и помощь при восхождении — содействие благодати Божией и молитв любящих его. Святитель со слезами сказал на это объяснение: «Я и сам тоже думаю; чувствую приближение кончины моей».

Незадолго до кончины святителя Тихона I-го приезжал навестить его Тихон III, епископ Воронежский, и целые сутки провел в монастыре, утешая болящего своими беседами при его одре.

За три дня святитель предсказал свою кончину. В тот же день позволил он приходить к себе более близким для него людям. Некоторые из преданных ему лиц благородного звания по несколько часов предстояли у смертного одра, желая оказать ему последние услуги и выслушать его предсмертные наставления. Изнемогающим голосом давал он им наставления. Его речь была так тиха, что келейник должен был передавать его слова. Святитель Тихон лежал, закрыв глаза, как бы сонный, устремив ум и все чувства к Богу. Видя изнеможение свт. Тихона, его друзья с плачем и рыданием припали к одру его и, лобызая руку его, говорили: «Отец ты наш, на кого ты нас оставляешь, сирых, печальных?» Святитель, сердечно любивший их, прижав их к себе десницей и указывая горе, сказал: «Господу Богу вас вручаю». Последние два дня святитель не велел никого впускать к себе. Вечером в субботу пришел к святителю игумен Самуил, спрашивая, не будет ли какого приказания? Свт. Тихон, открыв глаза, взглянул на него и тихо на ухо келейному сказал, чтобы его не беспокоили и что приказания никакого нет. Видимо, наступали последние минуты его жизни, которые все хотелось ему исключительно посвятить молитвенному богомыслию. Игумен, поцеловав руку святителя, велел келейнику сказать, когда наступит кончина.

К полуночи 12 августа сделалось ему труднее, и святитель, уже два раза приобщавшийся Святых Тайн в эту неделю, просил, чтобы скорее совершили раннюю литургию, дабы еще причаститься Тела и Крови Христовой. В третьем часу по полуночи послал просить очередного иеромонаха скорее отслужить литургию, но его просьба не была исполнена. Между тем святитель Тихон, видимо, стал уже изнемогать. Все монастырские, бывшие на утрени, услышав о том, что близок час кончины святителя, пришли в келию его и в глубоком молчании стояли с полчаса. Схимонах Митрофан сказал, что не скоро еще кончина, и все ушли в церковь слушать утреннее славословие. Святитель лежал в молчании, с закрытыми глазами. В исходе 6-го часа утра, когда еще не кончилась утреня, открыл на минуту очи, а потом опять закрыл их тихо... уже навеки... 13 августа 1783 года... в присутствии только четырех келейных, из коих у одного на руках была голова его. Святитель Тихон скончался на 59-м году от рождения.