Житие святителя Тихона Задонского

Глава II.

Обретение святых мощей

Повод, указанный перстом Божиим к обретению св. мощей. — Первое обретение мощей свт. Тихона нетленными. — Подробности обретения. — Участие в этом событии Преосвящ. Антония Воронежского. — Переложение мощей в новый гроб и перенесение их в церковь Пресвятой Богородицы. — Соборная панихида о свт. Тихоне. — Донесение Св. Синоду об обретении мощей свт. Тихона нетленными. — Всенародная вера в святость блаженного Тихона. — Донесение об этом губернских начальств. — Новое освидетельствование св. мощей Тихона. — Подробное описание этого обстоятельства. — Ходатайство Преосв. Антония об открытии св. мощей. — Распоряжение и указ Св. Синода об открытии их.

По особенному распоряжению Промысла об открытии св. мощей блаженного Тихона в 1845 году начата была в Задонском монастыре кладка нового каменного обширного собора, по плану архитектора Тона, а прежний каменный собор назначен был к сломке. При сломке старого храма остался неразобранным только алтарь прежнего собора, под сводами которого покоилось тело святителя Тихона. Сей алтарь, сам по себе ветхий, от сломки всего храма и вынутия железных связей, во многих местах растрескался и угрожал падением. Притом для возведения крыльца с южной стороны ко вновь сооруженному храму нужно было отломать часть алтаря со сводами. После сего было бы совершенно невозможно отправлять панихиды по Преосвященном Тихоне, по требованию многочисленных чтителей памяти святителя, — даже пришлось бы совсем закрыть вход под алтарь, чтобы поклонники не подверглись несчастью от падения сводов, лесов и строительных материалов; но этим было бы глубоко оскорблено благоговейное чувство поклонников, из отдаленных мест стекавшихся на поклонение святителю. Посему Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский, имея в виду двукратное перенесение, по случаю сломки и возобновления церквей, гроба святителя и чудотворца Митрофана, признал необходимым перенести без оглашения и гроб святителя Тихона в теплую монастырскую церковь и положить под спуд. Для сего 12 мая 1846 г. Преосвященный Антоний, несмотря на слабость здоровья, сопровождаемый и ректором Воронежской семинарии архимандритом Симеоном, прибыл в Задонск. На другой день, после личного осмотра усыпальницы святителя Тихона, Преосвященый Антоний 13 мая, в семь часов вечера, приказал настоятелю Задонской обители архимандриту Серафиму, казначею иеромонаху Паисию и ризничему иеромонаху Зосиме отправиться в усыпальницу и, заперши изнутри дверь, разломать надгробие и под оным своды [71]. С большим трудом разломали своды. Нижняя часть их от сырости и влажности места обвалилась, и кирпичи лежали на гробе святителя. По очистке камней увидели, что крыша и боковые доски гроба подверглись разрушению, а доска нижняя, состоящая из двух половинок, оказалась целой. Тело святителя Тихона найдено нетленным; архиерейское облачение, в котором он был погребен, несмотря на 63-х летнее пребывание в сыром месте [72], найдено неповрежденным и целым. Подложив под нижнюю доску три чистые полотна, трудившиеся в открытии гроба благоговейно подняли мощи святителя из склепа на поверхность земли. По всей усыпальнице распространилось неизъяснимое благоухание. Это было первое обретение честных, нетленных мощей святителя Тихона, Задонского и всея России чудотворца.

В это время Преосвященный Антонии в настоятельских комнатах стоял на молитве. В 11 часов вечера вошел к нему иеромонах Зосима. Преосвященный Антоний, увидев его, спросил: «Что, обрели святые мощи?»— «Обрели, Владыко святый»,— отвечал Зосима. Преосвященный сказал: «Я сейчас иду»! Зосима объяснял, что усыпальница завалена кирпичами, самый ход в нее до половины закрыт, войти затруднительно; не лучше ли потому перенести святые мощи в теплую церковь. Владыка спросил: «Как же ты прошел?» Зосима отвечал: «Я пролез». «И я пролезу»,— сказал Преосв. Антоний и тотчас же пошел. Не доходя до усыпальницы, он снял камилавку и подошел к двери. При помощи Зосимы спустившись в склеп, он осенил себя крестным знамением, сделал три земных поклона и, на коленях припав к персям святителя, лобызая его руку, со слезами говорил: «Благодарю Тебя, Боже, Господь мой, что Ты услышал мою молитву и исполнил желание души моей, удостоив меня увидеть нетленные мощи Твоего великого угодника и молитвенника о мне грешном. Ныне отпущаеши раба Твоего по глаголу Твоему с миром!» Потом, обратясь к присутствующим, произнес: «Мощи нетленны и подобны мощам святых угодников, почивающих в Киево-Печерской лавре». Он приказал взять новый гроб у иеросхимонаха Авраамия, который тот приготовил для себя, положить в него святые мощи, на той самой доске, на которой покоились они в могиле, и перенести в теплую Рождества Пресвятой Богородицы церковь. Сделав это распоряжение, Преосвященный Антоний отправился в церковь, чтобы приготовиться к встрече святых мощей. Без него положили нетленное тело святителя в гроб, и, очистив вход в усыпальницу, вынесли святые мощи. Хотя и не было оглашено об открытии мощей перед братией, но, слыша стук работы, видя движение, никто из братий в монастыре не спал, с нетерпением ожидая радостного появления святых мощей. Братия, предшествуемая архимандритом Симеоном, собралась у самой усыпальницы. Как только увидели святые мощи, сделали земное поклонение и, с благоговением приступив к гробу, понесли его в теплую церковь, где поставили на двух малых столиках среди церкви. Преосвященный Антоний, в мантии, омофоре и митре ожидавший святые мощи в храме, велел снять крышку с гроба, — по всей церкви распространилось благоухание. Началась по церковному чину панихида; предстоящие молились с умилением и радостными слезами. При конце оной протодиакон возгласил: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему», и вместо имени почившего в Боге святителя Тихона, произнес имя Преосвященного Антония, но тотчас, вспомнив ошибку, помянул святителя Тихона и возгласил вечную память. Услышав это, Преосвященный Антоний осенил себя крестным знамением и сказал: «Да будет воля Божия!» По окончании панихиды все приложились к руке святителя. Панихида кончилась в 12 часов ночи. Гроб закрыли крышей, в двух местах обвязали его кругом тесьмой, Преосвященный Антоний запечатал его своей печатью и приказал поставить на северной стороне храма, поверх пола. Тогда все разошлись; остались только Серафим, Паисий и Зосима для устроения надгробия над мощами и ступеней к нему, чтобы удобнее было прикладываться.

Верхняя доска с металлическим изображением на ней святителя, лежавшая в усыпальнице, оставалась целой и положена на новоустроенные четыре боковые доски, над св. мощами. Делание надгробия и одной ступени продолжалось три часа. Боковые доски надгробия тогда же обиты зеленым бархатом [73].

К утреннему богослужению и литургии, после которой совершена была Преосвященным Антонием соборная панихида по святителе Тихоне, собралось множество народа для поклонения новоявленным мощам святителя.

Прощаясь с братией, при отъезде в Воронеж, Преосвященный Антоний сказал: «Прошу вас, отцы, совокупите ваши святые молитвы с моими грешными, чтобы Господь сподобил меня быть у вас в последний раз, на память святителя Тихона, 13 августа».

20 мая Преосвященный Антоний донес Святейшему Синоду об обретении тела святителя Тихона нетленным, и о перенесении святых мощей в теплую монастырскую, Христорождественскую церковь. Тогда же, особым письмом, уведомил о сем обер-прокурора Святейшего Синода, прося довести сие до сведения Государя Императора. В письме к графу Протасову, Преосвященный Антоний высказал духовный восторг, каким исполнена была душа его при обретении святых мощей святителя Тихона. «За приятное для себя дело считаю,— пишет он,— довести до сведения вашего сиятельства о таковом обретении и нетленого тела Преосвященного Тихона, радостном для святой нашей Православной Церкви, в недрах коей только процветает нетление среди всеобщего разрушения. При сем не могу пред вами скрыть того сладостного, неземного восторга, которым исполнена была душа моя при виде нетленного тела Преосвященного Тихона. Я готов и рад бы был разрешиться от уз бренной и дряхлой плоти моей и с праведным Симеоном, удостоившимся принять на руки Христа Спасителя, воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, известному мне». Благодарил Господа, возглаголавшего в сердце помазанника Своего, Благочестивейшего государя императора Николая Павловича, да продлится мое пастырское служение Воронежской церкви, как бы нарочно для того, чтобы я, при исходе дней моих, удостоился первый узреть нетленное тело доброго пастыря Христова, светившего блеском своих добродетелей и учением Евангельским, как залог нашего всеобщего воскресения! Благословлял и благословляю Царя царей, что послушание и исполнение державной власти, изъявленной мне в отношении Вашего Сиятельства от 5 февраля 1840 года [74] и здесь на земле увенчивается щедрыми наградами Царя, сердце коего в руце Божией, и небесными услаждениями, воссылая теплые мольбы к Нему, славимому во святых, да явлен будет светильник веры и добрых дел, положенный теперь под спуд на высоком свещнице, в силе и знамениях благодатных, и всем верующим в грядущих летах! Возносил и буду возносить у гроба святого угодника Божия, святителя Митрофана, теплые молитвы о здравии и спасении их Императорских Величеств и всего августейшего дома их, до последнего моего издыхания! «От избытка сердца уста глаголют»,— сказал Спаситель. Исполненный, на западе дней моих, сладостного восторга, прошу вас, сиятельный граф, доложить Его Императорскому Величеству Государю Императору о новой милости Божией ко святой Православной Церкви, явленной и еще во дни мудрого его царствования, исполненного вековыми плодами забот Его Величества о распространении и утверждении истинного Православия, достояния наших отцов, в нетлении тела Преосвященного Тихона, как доброго пастыря, в недрах Православной Российской церкви и во время жизни и, еще более по смерти освещавшего и освещающего пути к блаженной жизни светом христианских его добродетелей и учения Евангельского, привлекавшего и привлекающего своими душеспасительными сочинениями тысячи верующих к прославлению Господа».

После перенесения мощей святителя Тихона в теплую церковь стечение народа в Задонск еще более увеличилось, и все высказывали желание видеть открытыми святые мощи.

Когда 13 августа 1846 г. совершена была Преосвященным Антонием заупокойная литургия и панихида в день памяти святителя Тихона, народу собралось в пять раз более прежнего, все предполагали, что непременно последует открытие святых мощей. Местный начальник губернии, барон Христофор фон-дер Ховен, бывший с 13 по 15 августа в Задонске, писал в донесении Министру Внутренних дел. «В день памяти святителя Тихона всегда собиралось много народу, но в настоящее время такое множество стеклось богомольцев со всех сторон, а особенно высшего дворянства, даже из отдаленных губерний, что монастырь, довольно обширный, не мог вмещать поклонников. Причем усмотрено мной такое благоговейное чествование поклонников к Преосвященному Тихону, что все сословия призывают его в молитвах, как святого, на помощь, при разных скорбных обстоятельствах жизни и воссылают ему благодарение за полученные от Господа благодеяния, веруя в его ходатайство пред Богом. Вообще религиозное движение всех сословий увеличивается в ожидании большего прославления Преосвященного Тихона, как особенного благословения Божия к любимому и обожаемому народом благословенному монарху и его августейшему дому».

Это дело, предписанием от 16 октября, возложил он на ректора семинарии архимандрита Симеона, вместе с настоятелем Задонского монастыря архимандритом Серафимом, которому, как бывшему наместнику Киево-Печерской лавры, известно было обращение со святыми мощами.